Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Недетские игры

Недетские игры

В 1943 году в чешском городке Терезине нацисты разыграли жестокую партию, ставшую одной из циничных страниц истории Второй мировой войны. Руководство концентрационного лагеря «Терезиенштадт» позволило маленьким узникам поставить оперу чешского композитора Ганса Красы «Брундибар». Но не ради детских забав. Это был политический заказ фашистской власти, стремящейся продемонстрировать всему миру, насколько хороша жизнь в гетто за колючей проволокой. Мол, здесь вам и театр, и бассейн, и школа, и кафе… За год труппа дала 55 представлений. Последним стало выступление перед делегацией Красного Креста в июне 1944-го. Занавес закрылся, гости разъехались, а артистов и других узников Терезина, подобно куклам, побросали в эшелоны и перевезли в Освенцим и другие «непоказательные» лагеря, откуда они уже не вернулись. Среди них был и сам композитор. Из 140 тысяч человек, прошедших через Терезин, в живых остался лишь каждый седьмой. Для их потомков и нас как напоминание о варварстве минувших дней сегодня опера звучит в Германии, Великобритании, США, Канаде, России… Единственный в нашей стране действующий при филармонии Детский симфонический оркестр из Волгограда не побоялся взяться за написанную для взрослых музыкантов партитуру и сопровождает отечественную версию постановки в российских и зарубежных залах. Художественный руководитель оркестра Юрий Ильинов рассказал «ПР», как коллектив выступил на родине музыкального произведения – в Чехии.

– Юрий, как вас приняла чешская публика?

– Очень тепло. На нашем спектакле присутствовал человек, прошедший этот ад – Людек Элиаш. Во время войны он видел «Брундибара» в «Терезиенштадте».

– Как появилась идея поставить оперу в сопровождении детского оркестра?

– Как только о ней узнал от немецкого дирижера Адама Шмита, загорелся поставить. Идею поддержал депутат Европарламента Иржи Машталка из чешского города-побратима Остравы во время празднования Всемирного дня породнённых городов в Волгограде. К нам подключились ребята из волгоградского Детского музыкального театра «Сады Си-ми-ре-ми-до», ансамбля «Маленькая страна» и ученики еврейской школы Ор-Авнер.

– Как дети восприняли серьёзную драматургию?

– Мы рассказывали ребятам о существовании концлагерей, Холокосте, трагической истории жизни исполнителей оперы – их ровесников. Перед поездкой в Чехию мы играли перед жителями Беслана, встречались с родственниками погибших детей. Возможно, поэтому интермеццо «Серенада» в исполнении детей звучит особенно глубоко и эмоционально.

– С юными артистами не трудно на сцене?

– В этом году мы справляем юбилей – нам исполнилось пять лет. В оркестр приходят после конкурсного отбора ученики музыкальных школ от 9 до 16 лет. Наш коллектив – единственный постоянно действующий в России симфонический оркестр, созданный для концертной, а не учебной деятельности. У нас 70 музыкантов. Но я не вижу принципиальной разницы между работой с детским, юношеским или профессиональным, взрослым, оркестром. В каждом из них ставится и решается задача. Скорость и качество подготовки программ зависят от того, насколько четко она поставлена.


– Корифеи из Москвы или Санкт-Петербурга проявляют такой же интерес к коллективу из региона, как и европейцы?

– Три года назад мы выступали с сольным концертом в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя по случаю 70-летия Победы в Сталинградской битве. К нам пришли Александра Николаевна Пахмутова вместе с Николаем Николаевичем Добронравовым. Концерт прошел успешно. Композитору и поэту выступление понравилось. Александра Пахмутова пригласила нас на свой юбилейный концерт в Кремле. Специально для нас написала инструментовку песни «На Мамаевом Кургане тишина». А в песне «Поклонимся великим тем годам» оркестр аккомпанировал Иосифу Давыдовичу Кобзону. Незабываемое выступление!

– Детей в наши дни интересует классика?

– Да, на концертах и спектаклях вновь много молодежи. И это здорово! Новое поколение тянется к прекрасному. Ведь играть и слушать великую музыку – самое большое счастье.

Фото из личного архива Юрия Ильинова