Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Артём Михалков: Если не будешь чем-то жертвовать, результата не получишь

Артём Михалков: Если не будешь чем-то жертвовать, результата не получишь

Одна из ожидаемых премьер наступившего года – фильм Артёма Михалкова «Ставка на любовь». Трогательная комедия о любви и дружбе, зрительский интерес к которой уже задолго до выхода на экраны подогрел блестящий актёрский состав. В фильме заняты Ованнес Азоян, Андрей Бурковский, Катерина Шпица, Александр Ревва, Ольга Тумайкина, Андрей Смоляков... Но главным персонажем предстоящего действа суждено быть всё-таки Артёму Михалкову, для которого работа стала, пожалуй, первым полнометражным режиссёрским дебютом в кино. И пока зрители в нетерпении, «ПР» поинтересовалась у представителя славной фамилии, какие отцовские методы работы он использовал на съёмочной площадке.

Снимаем не по-голливудски

Своим первым же ответом Артём подтверждает отклики из Интернета: хорошо воспитан, скромен, сдержан. На вопрос: «Какие положительные качества характера переняли от отца?» отвечает: «Послушайте, как-то неудобно говорить о себе…» Формулирую вопрос иначе:

– Артём, что в Никите Сергеевиче вы особенно цените как в отце и человеке?

– Если говорить вкратце, он не любит проигрывать и умеет выигрывать. Отец умеет дружить. Если его просят о помощи, он помогает, не ожидая чего-то взамен. Ему обязательно нужно верить в то, что он делает, независимо от того, чем занимается – спортом, работой, семьёй.

– Никита Михалков, как правило, на время съёмок всю группу вывозил за город: вместе селились в гостинице или пансионате, вместе работали и отдыхали. Так создавались «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино»… В наши дни съёмочный процесс таким образом организовать реально?

– Так работать могут себе позволить только единицы. Сейчас изменилась система производства. Когда начинал снимать отец, не было такого количества сериалов и фильмы скорее являлись штучным продуктом. У актёров, операторов, режиссёров оставалось больше времени на подготовку к съёмкам: работу со сценарием, репетиции с артистами. Ныне, как правило, такая возможность есть не у всех.

Семья Михалковых на вечере, посвящённом 100-летию со дня рождения Сергея Михалкова

– Но создание фильма по-прежнему коллективный процесс?

– Да, конечно. Мне повезло работать с той творческой командой, с которой хотел. Я признателен оператору Марату Адельшину за участие в съёмках. Очень благодарен группе продюсеров, без которых невозможно было бы представить фильм – Эдуарду Илояну, Денису Жалинскому, Алексею Троцюку, Резо Гигинеишвили, Иракли Родоная. Это молодые и талантливые люди, поддержку которых всегда чувствовал во время работы над картиной. Мы сняли то, что хотели.

– Неужели так и не удалось сходить в ресторан или всем вместе сыграть в футбол, как это практиковалось у Никиты Сергеевича?

– Мы так уставали, что после съёмок желание было одно: добраться до кровати, чтобы через 5–6 часов, независимо от времени суток, вновь быть на съёмочной площадке. Но это приятная усталость, потому что она питает тебя энергией, благодаря которой хочется снимать дальше. В Лос-Анджелесе, Лас-Вегасе снимали по 17 часов в сутки. Договориться о таких переработках можно только с нашими артистами. Как-то коллеги из американской киногруппы нам сказали: «Вы, русские, так любите работать!» В Голливуде, какими бы дружескими ни были отношения между участниками съёмок, более 12 часов никто работать не будет. В Штатах рабочий день нормирован.

На катке с дочерью Натальей

– Что было самым сложным на съёмках? Непредвиденные ситуации часто выбивали вас из колеи?

– Возникали разные ситуации, с которыми необходимо было справиться. К сожалению, всегда что-то идёт не по плану. Поэтому на площадке порой каждый день как на войне. Режиссёру нужно добиться результата независимо от обстоятельств. В одной из сцен главный герой в исполнении Ованнеса Азояна должен был запрыгнуть в машину на ходу. Во время съёмок очередного дубля автомобиль наехал колесом ему на ногу. Все не на шутку перепугались: ведь могла случиться тяжёлая травма, а съёмки необходимо было продолжать. Вызвали скорую – и, слава богу, обошлось без серьёзных последствий. Ещё запомнилось, как в другой сцене по сюжету наш герой должен был появиться в квартире якобы насквозь промокшим после сильного дождя. Пришлось облить его водой с головы до ног. А снимали фильм зимой, в слабоотапливаемом павильоне, и ему пришлось 12–13 часов ходить в мокрых джинсах, свитере, носках, ботинках – и при этом он даже не простудился. Так что, если не будешь чем-то жертвовать, результата не получишь.

– Артём, о чём фильм? Насколько трудными были пробы?

– Это история любви. Давид (герой картины – Ред.) – очень смешной, трогательный, не всегда умеющий принять смелое решение. Мы провели большие и сложные пробы. Важно было подобрать главному герою противоположность – уверенного, смелого, азартного. Когда в театре и в кино увидел Андрея Бурковского, понял, что именно такого Костю – друга Давида – себе и представлял. Это точное попадание. Очень органична была в фильме и Катерина Шпица. Как только на площадке звучали команды «Камера! Мотор!», она превращалась в героиню, которую любишь и в которую веришь. У меня было желание создать картину, после просмотра которой захочется с улыбкой и хорошим настроением выйти из кинотеатра, поцеловать любимую девушку или жену, обнять ребёнка. Надеюсь, фильм произведёт именно такое впечатление.

Фунт лиха

– Ваш фильм о друзьях детства. У вас остались друзья со школы?

– Друзей у меня не так много, но с двумя дружу с первого класса. Я уверен в них. Мы постоянно созваниваемся, по возможности встречаемся. Это люди, с которыми поссориться просто невозможно.

– Вы такой же азартный, как герой Андрея Бурковского – Константин?

– Такого случая, чтобы я сидел в каком-то казино и крутил рулетку, а меня повсюду искали, не припомню. Нужно понимать: где один раз выиграешь – десять раз оставишь всё. И если хочешь забить гол – это одно, а когда делаешь ставку на всю жизнь – другое.

– Вам интереснее пройтись по канату под куполом цирка (имеется в виду участие в шоу «Цирк со звёздами» – Ред.)?

– Ранее никогда не ходил по канату и не думал, что окажусь под куполом цирка. Этот поступок – преодоление себя. Благодаря цирку открыл в себе новые мужские качества – внутреннее сосредоточение, концентрацию сил и внимания. Я прошёл до конца это испытание и был счастлив, открыв в себе новые возможности!

– А на коньках вы давно стоите?

– Профессионально фигурным катанием не занимался, но с детства катался на коньках. На днях мы с дочкой (Натальей – Ред.) пять часов провели на катке у ГУМа. Она была безумно рада и не хотела оттуда уходить. Нам обоим было хорошо.

– Кем занято ваше сердце?

– Отвечу так: да, я встречаюсь. У меня есть замечательная девушка – очень хороший и близкий мне человек.

Фото: Мария Панкратова; Алексей Филиппов, Евгения Новоженина / РИА Новости