Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Картинки с выставки

Картинки с выставки Елена Образцова на юбилейном концерте «Оперный бал» по случаю своего 75-летия. Большой театр

В центре Юрия Башмета Евгений Евтюхов представит фотографии известных музыкантов

Если подобрать музыку к работам фотографа Евгения Евтюхова, придётся привлечь фонотеки всего мира, потому что под прицелом объектива художника – музыканты самых разных стран и разных поколений. Они создают, а он запечатлевает прекрасные мгновения творчества.

Валерий Гергиев

– Евгений, что для вас фотография? Вы ищете свой путь?

– Сложно сказать, потому что фотография стала моей жизнью. Наверное, всё-таки ищу себя. Эта профессия как бездонная бочка – можно прогрессировать и расти, но всё равно хочется достичь чего-то ещё. В этом процессе в моей жизни появляется очень серьёзный смысл – для творческого человека очень важно никогда не останавливаться. Для меня работа – драйв. При этом каждый раз, когда устраиваю выставку, понимаю, что ещё нужно много работать.

– Прошёл по вашей выставке в фойе концертного зала имени Петра Чайковского. В каждой фотографии присутствует удивительная динамика. Феноменально! Теперь выставка представлена в Париже, откуда вернётся обратно в Москву и, насколько мне известно, украсит собой центр Юрия Башмета на Большой Полянке. Это действительно так?

– Да. Но этой выставке предшествовала интересная история. Вначале она прошла в Кисловодске. Сразу после открытия в социальных сетях появились вопросы: «Почему не в Москве?» На них откликнулась Ксения Башмет и в своём комментарии предложила обсудить продолжение в центре Юрия Абрамовича. Когда приехал, встретились в особняке Культурно-образовательного центра для одарённых детей. Некоторые из фотографий тогда были только в цифровом виде. Мы с Ксенией разошлись, чтобы подумать над дальнейшей судьбой мероприятия, а буквально через неделю мне Денис Мацуев написал письмо с предложением устроить выставку в зале Чайковского. Я согласился. В результате вначале работы были представлены в филармонии.

Юрий Башмет, Денис Мацуев, Владимир Спиваков

– В центре Юрия Башмета планируете постоянную экспозицию?

– Нет. Идея заключается в том, чтобы приурочить её к определённому концерту.

– Юрий Башмет – герой ваших фотографий. Но больше меня поразил Денис Мацуев – всегда смеющийся, безумно радостный. Вы его специально ловили в такие минуты? Выискивали момент?

– Специально ничего не ищу. Я не папарацци и пытаюсь показать человека таким, какой он есть. Естественно, с лучшей стороны. Люди должны быть красивые, смеющиеся – ни в коем случае не страшные и не грустные. Правда, если нет какого-то определённого замысла.

– Среди работ немало серьёзных снимков, сделанных во время концертных исполнений или репетиций. Всё-таки вы улавливаете моменты?

– Улавливаю. Очень горжусь работой, представленной на выставке в Филармонии. На снимке Юрий Темирканов и Денис Мацуев. Дело в том, что я давно хотел познакомиться с Юрием Хатуевичем, и на фестивале «Звёзды на Байкале» мне очень повезло оказаться с ним в одной компании. Отмечу, что хороших снимков с каждого фестиваля, как правило, получается очень мало – один, два… Три-четыре – большая редкость. А тут у меня появилась шикарная возможность фотографировать, не нарушая общения героев съёмки. Я поймал атмосферу. Они рассказывали друг другу истории и анекдоты… Оба улыбались. Такие и на снимке. У Темирканова глаза хитрые, смеются. Горжусь этой работой. Она не постановка. В постановочных кадрах, чтобы создать движение, нужно направлять человека.

Денис Мацуев и Юрий Темирканов

– Вы начинали карьеру не как фотограф, а как музыкант-фаготист. По себе знаете, что музыканты не очень любят, когда их снимают во время исполнения – им мешает то движение, то вспышки… Как вы их умудряетесь к себе расположить?

– Вы правильно заметили. Практически все музыканты, независимо от степени известности, очень не любят фотографироваться. Поэтому стараюсь быть незаметным. Но так получилось, что многие музыканты в оркестрах меня знают и уже не обращают внимания. Но, конечно, я придерживаюсь этикета. Свой основной материал снимаю на репетициях, на которых мне разрешено передвигаться по сцене. Концерт чаще становится дополнением.

– Видел, как двигаетесь во время концерта. Вас фактически не видно. К тому же вы снимаете очень тихо и без вспышки.

– Конечно. Во-первых, у современных фотоаппаратов существует функция, которая глушит звук. Во-вторых, стараюсь не фотографировать, когда музыкант играет pianissimo (очень тихо). Ни в коем случае нельзя мешать зрителям! Каким бы ни был фотограф, важно помнить: на концерте главный – зритель.

– Вы любите всех своих героев? Или иногда всё-таки возникает нежелание фотографировать?

– Такого не бывает. Если взялся фотографировать человека, то его уже точно люблю. По-моему, это важнейшее условие получения хорошей фотографии. Если работаешь с плохим отношением к герою, ничего не получится – ты не сможешь его раскрыть и получить удовольствие от съёмки. Любовь в моей работе имеет очень большое значение. Иначе появляется состояние «обязаловки».

Первый слева Евгений Евтюхов

Евгений Евтюхов