Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Ольга Хохлова: «Это просто диво дивное!»

Ольга Хохлова: «Это просто диво дивное!»

Фото: из личного архива Ольги Хохловой

Популярная российская актриса о чуде, случившемся с ней на съёмках киноальманаха «Все в сад!»

Летний сезон в онлайн-кинотеатрах открыл самый согревающий после прохладной весны киноальманах «Все в сад! или Русская классика в цветах-2»: среди ландшафтов парка-усадьбы «Царицыно» на фоне ещё не тронутой знойным солнцем природы популярные артисты театра и кино читают произведения русских классиков. Атмосферу усиливают костюмы и декорации, передающие дух времени, в котором разворачивается повествование. Проект стал продолжением первого сезона «Все в сад! или Русская классика в цветах», прошедшего в прошлом году. Идею вспомнить и представить русскую классику в прочтении современных актёров предложил и реализовал режиссёр Андрей Грачёв, известный своими документальными и художественными работами: «Бодибилдер», «Идеальная жена», «Исход», «Воспоминания Победы»… Одна из участниц и главных героинь нынешнего проекта – актриса Ольга Хохлова, известная поклонникам по многочисленным ролям в кино. Она читает неувядающего Салтыкова-Щедрина и его «Премудрого пискаря» – знакомую каждому с детства сказку про то, как тот всю жизнь «прошляпил», притихнув в норе на дне реки. Ольга – прямая противоположность своему персонажу. Она одна из самых «энергичных» актрис отечественного экрана. По данным «Яндекса», за последние годы она сыграла 138 ролей в телесериалах и снялась в 36 отечественных игровых фильмах. Яркая, запоминающаяся, харáктерная, Ольга Хохлова рассказала, как пришла в сад Андрея Грачёва и почему пискарь – не её удел.

– Ольга, чем привлёк вас проект? Вы смотрели первый сезон?

– Первый был восхитительный. Он невероятно красивый. Сниматься в задекорированных экстерьерах парка «Царицыно» – эстетическое наслаждение. Это маленький рай для души. А уж читать наших великих классиков – благородное дело. Это своего рода исследование внутренних движений души человеческой, сохранение духовного наследия русской культуры. Конечно, мы все читали в школе и сказки, и повести Салтыкова-Щедрина. Это же, к сожалению, давно потерянный жанр сатирической прозы. Он особенный: с юмором критиковать человеческие пороки и даже государственную власть дано немногим.

– Что испытываете, когда встречаете людей-пискарей – раздражение, жалость, желание помочь?

– Премудрый пискарь – это маленький, смешной, беззащитный человечек. Он одинок, никто ему не показал, как можно быть счастливым. Как не бояться того нового, что идёт тебе навстречу и тянется к тебе! Это же как свежий ветер или море, которое порой бывает холоднее, чем ты рассчитывал, заходя в него. Всё, что нужно, – только рискнуть. И, если бы ты пошёл навстречу этому ветру и волнам, быть может, все щуки и акулы испугались бы твоей свободы и радости и просто уплыли прочь? Но если не нырнул и не начал с радостью плескаться, то не испытал счастья. Таких людей жалко.

– Отсиживаться и бояться жизни, наверное, вообще не актерская история, которая предполагает импровизацию, раскованность, смелость. Но почти у всех имеются свои страхи. Как вы их преодолеваете?

– Идти на страх – самое увлекательное занятие. По-другому невозможно. Если этих волнений не происходит, если отказываться от смелых решений, бояться перемен, то жить становится слишком уныло. А уныние никого не делает счастливым. Вспоминаю, как же я боялась уехать в своё время с Дальнего Востока в Москву... Но мне так хотелось! Ведь в Москве снимается кино и в лучших театрах ставятся лучшие спектакли. Принять решение для меня стало испытанием, но оно было таким желанным! Если бы я не решилась приехать тогда, то сколько бы я потеряла впечатлений, чувств, друзей, судьбоносных встреч…

– Наверное, на первых порах было нелегко?

– Конечно, первые годы билась в закрытые двери, но потихонечку они стали открываться: сначала маленькие щёлки, а потом – настежь. Какое счастье, что, став известной артисткой, могу теперь приехать в любой город и испытать горячий приём зрителей! Теперь я богатый человек: моё богатство, мой золотой ресурс – это люди, которые приходят на спектакли, выступления и открывают мне свои сердца. Всех приглашаю смотреть восхитительный альманах «Все в сад!».

– Режиссёрская задумка удалась? Чтение классики в подобном формате повысит внимание зрителей к русской литературе?

– Определённо. Это замечательная идея, потому что в каждом артисте живёт особая магия, которая может увлечь не просто буквами. К тому же актёр в произведение привносит свои эмоции и, конечно же, своё личное отношение, отчего прочтение становится уникальным. Очень важно хорошо известным артистам участвовать в таких проектах. Благодаря им зритель обращает своё внимание к классике.

– Чем запомнились съёмки?

– Мне очень хотелось бы отметить скрупулёзность и внимание режиссёра и его творческой команды к мелочам. Даже книга на площадке была старого издания. Но шрифт в ней оказался слишком мелкий, а у меня зрение неидеальное. И хотя к съёмкам готовилась по своим распечаткам с крупным шрифтом, подумала: «Всё, конец, я не увижу ни одной буквы». Ведь я в историческом костюме и на мне старинные очки с обычными стёклышками без диоптрий. В реквизите они все ненастоящие. Дрожащими руками открываю коробку с очками, и, вы не поверите, – первое пенсне, которое я взяла, оказалось настоящее, с моими диоптриями. Восторг! Я спасена! Как позже выяснилось, остальные очки действительно оказались бутафорскими. Разве это не чудо чудное и не диво дивное?

– Если состоится третий сезон, кого хотели бы прочесть?

– Много авторов желанных… Трудно сказать. Возможно, Викентия Вересаева. Было бы здорово попытаться через обычные слова донести мелодию чего-то несбывшегося, манящего – того, что не даёт твоей душе зачерстветь, угомониться… Да и просто помогает оставаться человеком неравнодушным, сострадающим.

Фото: пресс-служба кинокомпании «Русское кино»