Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Особенные люди Нелли Уваровой

Особенные люди Нелли Уваровой

Исполнительница главной роли в сериале «Бывшая жена» рассказала, кому и как помогает в реальной жизни

По Первому каналу закончился показ телесериала «Бывшая жена» с Нелли Уваровой в главной роли. Актриса предстала перед телезрителями в новом амплуа и раскрыла себя в характерной драматической роли Натальи Мельник - певицы, матери, судебного пристава, защитницы. Такое перевоплощение Кати Пушкарёвой из нашумевшей истории «Не родись красивой» для многих оказалось неожиданным. Но, глядя на то, как главная героиня Нелли помогает другим, мало кто догадывается, что известная актриса отчасти играет себя. Чуть более двух лет назад она стала одним из вдохновителей создания и продвижения сайта, на котором свою продукцию представляют учащиеся одного из коррекционных колледжей Москвы. Мы попросили Нелли рассказать, почему она решилась на такой шаг. Но для начала заглянем на страничку в интернете...

Сказка, лишённая грусти

- Наивно? Очень. Причём до того, что, глядя на расписанные яркими красками вазы, блюда, фигурки, чашки, статуэтки, от этой простоты не можешь оторвать глаз. Своими непрофессиональными линиями они завораживают. Так многие из нас рисовали, вырезали, склеивали, вытачивали в детстве, потом бежали показывать маме и папе. Взрослые умилённо вскидывали руки и восторгались: «Какая прелесть!», отчего на душе становилось легко, а весь мир превращался в добрую сказку. Видимо, однажды кто-то, повзрослев, решил вспомнить детство... Наверное, так, или приблизительно так, возникло направление современного искусства наив, представленное на сайте, который так и называется - «Наивно? Очень». Но в ассортименте предметы домашнего декора, созданные не ностальгирующими дядями и тётями, а молодыми людьми, которым не то, чтобы творить, но порой даже передвигаться нелегко. Однако в работах вы не увидите грустных нот - они полны ярких красок насыщенной жизни, которая дар Божий сама по себе.

- Нелли, откуда у востребованной актрисы такой посыл?

- Однажды подруга пригласила в колледж, в котором учится её дочь. Учебное заведение оказалось настоящей творческой мастерской, в которой ребята с особенностями развития ментального характера учатся создавать очень хорошие вещи - маленькие произведения искусства. Я начала почаще наведываться и скупать чуть ли не все предметы - потом дарила их друзьям, знакомым, после чего мы помогали устраивать ярмарки, творческие вечера. Постепенно возникла идея создать сайт, где ребята будут представлять свои работы. Благодаря нему у молодых людей появилась возможность зарабатывать, а заодно - стимул создавать новые произведения и развивать свои творческие способности. Всем стало понятно: то, что они делают, многим интересно.

- Не было тревог?

- Чувство страха присутствует всегда, когда задумываешься по поводу того, насколько осуществимо задуманное. Мне хотелось бы довести до конца начатое. Страх мешает двигаться, но подталкивает...

- А отклик находите? Вас коллеги поддерживают?

- Конечно. Регулярно устраиваю ярмарки в РАМТе (Российский академический молодёжный театр). На призывы о помощи откликнулись и другие театры. Более года назад мы наладили партнёрство с Национальным фондом поддержки правообладателей. Выяснилось, что он объединяет артистов, поэтов, литераторов, композиторов и других людей творческих профессий, создающих культурные ценности. Поэтому поддержка коллег, оказанная нам, стала особенно важной и ценной.

На бюджет помог перевестись Никита Михалков

- Как Вы всё успеваете? Съёмки, репетиции, маленький ребёнок...

- Именно декретный отпуск мне позволил заняться тем, о чём думала несколько лет. Правда, с точки зрения работы в театре я взяла его не вовремя - в разгар сезона. А как только родила, он закрылся. Обратно в творческий процесс входила постепенно. Мне пришлось выйти на площадку, когда ребёнку исполнилось полтора месяца. Снимали фильм «Мамочки». Дело было летом, съёмки проходили во дворах у детского сада рядом с парком, озером. Так что я много времени проводила на свежем воздухе. Рядом стоял специально оборудованный вагончик, куда я бегала в перерывах между дублями. Два часа на съёмочной площадке, покормила, спать уложила и вновь в кадр.

- К трудностям не привыкать?

- Я поступила во ВГИК на платное отделение. Накануне экзаменов мама собрала всех родственников и взяла в долг немыслимые для семьи деньги - более двух тысяч долларов. Поэтому мне не нужно было внушать: «Делай уроки!» Я никогда не думала: «Это нужно не мне, а родителям!» Мне с сестрой нужно было шевелиться. Училась сутками без выходных и праздников. Понимала: если упустить учёбу, то не смогу противостоять потом тому, с чем сталкиваешься в профессии, - сегодня ты снимаешься, а завтра никому не нужен. Учёба - не гарантия, но она выработала иммунитет, который позволил не пропасть. Многие, закончив актёрский факультет, так и не становятся артистами и не выходят на сцену или съёмочную площадку. Я себя зарекомендовала успешной студенткой и получила денежный грант Никиты Михалкова, благодаря которому перевелась на бюджет. Семейные долги на этом закончились. Потом попала в короткометражную ленту «Полетели» Анны Меликян. Снималась тайно, как говорится, против воли мастера Георгия Георгиевича Тараторкина. Во время учёбы нам запрещали сниматься. Участие в фильме он воспринял болезненно, как предательство за его спиной. Но картина на фестивале короткометражных фильмов в Милане взяла два из четырёх призов - за лучшую режиссуру и актёрскую игру: когда вернулась с наградой, не сразу, но лёд растаял.

- Помните момент, когда пришла популярность?

- Это было когда на экраны вышли первые серии «Не родись красивой». Каждый раз, спускаясь в метро, задавала себе вопрос: «Сколько времени понадобится, чтобы добраться в театр?» В течение первых пятнадцати минут вагон оживал, начиналась фотосессия, раздача автографов и, когда нужно было делать пересадку, оставались ещё желающие. В лучшем случае за мной выходили на платформу, в худшем я продолжала ехать дальше. Со мной никто не считался. В тот период я совершила в людях массу неприятных открытий. Как-то поздно вечером, уставшая, возвращалась домой. Открыла книжку, задремала. Очнулась от того, что кто-то кричит: «Да она не кусается!» Смотрю, один из родителей пытается мне в руки посадить ребёнка на колени, а другой - сфотографировать. Малыш не хочет, плачет, а я думаю: «Какие странные люди! Они с ума сошли?» Но всё-таки решилась успокоить ребёнка, взять на руки, улыбнуться, сфотографироваться, пожелать всего хорошего. А потом ругала себя за то, что не имею возможности сказать «Нет!». Постепенно и этому научилась. Надо уметь говорить «Нет», даже когда к тебе мило обращаются с просьбой об автографе. Это происходит, когда понимаю, что опаздываю и не имею права подводить того, кто меня ждёт. Но уверена, что нельзя отвечать наглостью на наглость.

- Отчасти Вы повторили путь своей героини Кати Пушкарёвой - добились популярности и сегодня оста-ётесь одной из востребованных артисток. При этом Вы не из артистической среды: родились в Литве, росли в Тбилиси, школу заканчивали в Москве... Родители имеют технические специальности. Откуда желание стать артисткой?

- Мама моя - творческий человек. Она в прошлом спортсменка, потому кроме того, что на предприятии возглавляла отдел труда и зарплаты, вела кружок ритмической гимнастики, куда после трудового дня приходили сотрудницы. Тогда так было модно. Этого ей было мало. Со своей подругой, моей учительницей музыки, в нашей маленькой тбилисской квартирке реализовывали какие-то безумные идеи и устраивали музыкальные тематические вечера. Например, вечер Баха. Сегодня бы это выглядело комично. Атмосфера - соответствующая эпохе. Как говорила учительница, никаких голубцов на столе. Гости приходили в вечерних платьях, дядя, художник, рисовал картины, я с сестрой играла на пианино, другие читали стихи. Как-то я подумала: «Чем создавать этот мир рядом, как мама, почему бы не попробовать в него войти?» Когда поделилась с друзьями, все посмеялись, и я не услышала ни одного одобряющего мнения. Родители согласились на моё поступление во ВГИК при одном условии - если параллельно подам документы в ещё один вуз. Но до этого дело не дошло. Весной успешно прошла отборочные туры и в июне поступила.

Правила поведения в современном обществе

- Но на последнем туре у Вас сорвался голос...

- Обычно будущие преподаватели курса к прослушиванию кандидатов подключаются на последнем туре. Мне повезло: Георгий Георгиевич Тараторкин набирал свой первый курс, а потому присутствовал с первого тура и, уже зная меня, спросил: «Что с голосом?» Сказала, что простудилась, хотя настоящей причиной была другая. В это время родителям за одну неделю предстояло освободить квартиру и найти новую. В доме чемоданы, разбросанные вещи, неразбериха, сестра защищает диплом, а у меня на носу решающий тур. Вот я от волнения голос и потеряла. Конечно, о житейских проблемах не рассказывала. Георгий Тараторкин направил меня к знакомому фониатору, чтобы тот вынес заключение, но врачи патологии не обнаружили. Так что я с задержкой, но прошла конкурс и была зачислена. Подобное со мной бывало ещё несколько раз. Как-то ехала на репетицию в крайнем левом ряду вдоль бетонного ограждения, неожиданно справа меня начала обгонять машина и её понесло в мою сторону: в какой-то момент поняла, что сейчас она в меня влетит... Мной овладел страх. Но в последнюю секунду тот водитель успел вывернуться, я - притормозить, и авария миновала. Когда приехала в театр, репетиция уже началась. Я вхожу в зал, открываю рот, чтобы поздороваться, и понимаю, что говорить не могу. Бросилась к врачу, но тот быстро восстановить голос не смог, а мы не на родной сцене должны были играть важный спектакль - «Правила поведения в современном обществе». На просьбу его отменить директор заявил категорично: «Надо играть! Повесим микрофон и будешь выступать!» Подумала, что всё, это мой конец. На спектакль приехала, понимая, что ничего не будет. И тут заговорила! С тех пор поняла, что процессом могу управлять.

- Амбиции, самоуверенность, апломб, безапелляционность - это не про Вас?

- Вряд ли я могла бы сама себя в этом уличить - со стороны видней. Я бы к себе употребила другое слово - самодостаточность. А в работе необходимо упорство.

- Волнения перед выходом на сцену испытываете?

- Я десять лет выхожу на сцену РАМТа, но иногда сама поражаюсь тому, как вдруг, даже когда спектакль не премьерный, чувствую, что тря сутся руки и дрожат колени. Но азарта и желания играть гораздо больше страха.

- Есть правила поведения в современном обществе?

- Именно правила из этого спектакля (моноспектакль «Правила поведения в современном обществе») меня научили бороться со страхом потеряться.