Оскар Рабин в противостоянии с Игорем Обросовым и Дмитрием Жилинским поставил точку
- Художественный салон
- Номер 17
- Автор: Виталий Лесничий
- Апрель 2017

Три разных взгляда на один окружающий мир. Только такой может быть преамбула к уникальной выставке, проходящей в павильоне «Культура» на ВДНХ под названием «Всегда современное. #ТРИ. Жилинский. Обросов. Рабин».
Зрители впервые увидели самое полное собрание работ известных художников из частных коллекций. Все они писали в соцреализме. Вот только реализм был у каждого свой. Яркие краски жизнеутверждающего Дмитрия Жилинского, все оттенки чёрного прямолинейного Игоря Обросова, унылые московские пейзажи и кухонная утварь в натюрмортах абстрактного Оскара Рабина. Не непохожие, а противоположные взгляды на нравы и быт советской эпохи времён Хрущёва и Брежнева. Однако эта противоположность не умаляет значения представленных работ авторов, а, наоборот, подчёркивает неповторимый почерк, стиль и неординарность восприятия каждого.
Вот работа кисти Игоря Обросова «В. Попков». Она буквально пронизана романтикой первооткрывателей. Мужественные лица, проницательный взгляд, крепкие торсы, вязаные свитера, гранёный стакан в руках, сжатые кулаки... Перед зрителями типичные герои времени, когда читали Ремарка. В их обликах и осанке можно увидеть геологов, поэтов, инженеров, строителей, комсомольцев на целине или стахановцев, поднявшихся из шахты… Но на картине художники. В стати одновременно твёрдость духа, знание своего дела, одухотворённость правой идеей, свойственные характерам времени.

В соседнем зале работы другого представителя официального искусства – Дмитрия Жилинского. Не жизнь, а сказка. Моральные и этические ценности советской эпохи подчёркивают яркие краски. В центре экспозиции картина «Гимнасты» – гимн советскому спорту и его достижениям. Интересно, что натуры художник писал по отдельности, так как собрать воедино всех действующих спортсменов оказалось невозможно.

В последние годы жизни Жилинский обращается к религиозным сюжетам. На выставке впервые выставлена картина «Посвящение Леонардо да Винчи». На ней художник воспроизводит «Тайную вечерю» гения эпохи Возрождения. Героями кисти советского мастера становятся его семья и близкие, рассматривающие роспись в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие.
В зале с работами Оскара Рабина даже далёкому от искусства зрителю становится понятно, насколько видение художника отлично от взгляда своих современников. Религиозное начало уже присутствует в самых первых картинах мастера, датируемых шестидесятыми-семидесятыми годами, – эпохи атеизма. Но, вопреки коммунистической пропаганде с её красно-праздничными демонстрациями и пушечно-воинственными парадами, художник пишет другую жизнь – он видит маленького человека, кующего мощь тоталитарной машины. Серые окраины, засаленные скатерти, вяленая вобла, бутылка «Столичной» у сколоченного дощатого ящика из овощного магазина, банка томатного «сiка» на столе, панельные пятиэтажки, доживающие свой век уже в третьем тысячелетии. Но рядом всегда цветы, музыка, Иисус, Богоматерь… И обязательно передовицы советских газет. Вот он – реализм Рабина: в нём трудные будни занимают намного больше места, чем праздники, а в сердце советского человека вопреки идеологии живёт Бог.
Участие в уникальной выставке одного из признанных и востребованных в мире мастеров современности после долгих переговоров стало возможно благодаря усилиям советника генерального директора Национального фонда поддержки правообладателей Ларисы Назаровой.
Лариса Назарова на открытии выставки
И мастер о своём участии не пожалел. В своём видеообращении на торжественной церемонии открытия художник признался:
– Этой выставкой я лично поставил точку в противостоянии, которое осталось позади – в истории. Увы, по состоянию здоровья и в силу возраста (Оскару Рабину 89 лет – Ред.) я не могу присутствовать на выставке. Но благодарен всем, кто принял участие в её организации.
Старые обиды вместе с эпохой остались в прошлом, а в настоящем – только искусство!
Скрипка и ромашка