Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Выкса встречает художников

Выкса встречает художников

Культурный центр «Волна» в городе Выкса Нижегородской области

Среди стальных труб и колёс промышленного центра открылся творческий кластер

В небольшом городке Нижегородской области, знаменитом на всю страну своей металлургической продукцией, среди которой трубы для «Северного потока» и особо прочные колёса для российских поездов, открыл свои двери культурный центр «Волна» с арт-резиденцией «Выкса». Под крышей восстановленного образца советского модернизма середины 80-х годов XX века разместились комнаты для художников, галерея, выставочный зал, просторные и светлые мастерские, библиотека с книгами по современному искусству и читальный зал с видом на сад. Реставраторы смогли сохранить уникальную плитку, кирпичную кладку перекрытий и даже мягкий розовый цвет стен кухни, характерный для советского общепита. Ведь раньше в этом здании располагалось кафе «Волна» с весьма нетривиальным назначением – в нём должны были питаться откомандированные на металлургический комбинат иностранные специалисты из Японии. Для них же при металлургическом комбинате построили общежитие, с которым кафе соединялось в духе времени переходом. Кормили и обслуживали здесь отменно. С 1986 по 1988 год кафе обслуживало только японцев (200 человек). Как вспоминают старожилы, раз в неделю по спецзаказу из валютной «Берёзки» на кухню поступали мясо, птица, колбаса, морепродукты, круглый год овощи и фрукты. Ели посетители не из фаянсовых, а из фарфоровых тарелок. Главный зал выходил на балкон, откуда открывался прекрасный вид на пруд.

Сотрудницы кафе и японская делегация в «Волне». Середина 80-х годов прошлого века

На другом берегу возвышается уникальное детище гениального Владимира Шухова – листопрокатный цех металлургического завода, один из мировых шедевров раннего модернизма, вершина творчества архитектора, изобретателя, учёного, который и сегодня является образцом индустриальной архитектуры.

После отъезда японцев днём кафе работало как столовая для рабочих предприятия, а вечером открывало двери для горожан. В 1990-е и начале 2000-х за его столиками можно было встретить Людмилу Гурченко, Ирину Мирошниченко, Аниту Цой, «Иванушек International», приезжавших с концертами в Выксу на День металлурга. В 2010-м кафе закрылось и постепенно пришло в запустение.

Таким кафе было на заре XXI века

Но в отличие от многих аналогичных построек по всей стране, пущенных с молотка, снесённых и безвозвратно утраченных, здание сохранилось. В городе, где чтят традиции, заложенные Шуховым, а индустриальные объекты и жилые микрорайоны типовой советской застройки украшают уникальные муралы и арт-объекты, посмотреть на которые съезжаются поклонники модернизма не только из России, но и из-за рубежа, решили восстановить заброшенный общепит. К тому же сам объект не менее интересен, чем другие городские достопримечательности.

– В 70-е годы заказ попал ко мне на рабочий стол, – рассказывает архитектор кафе Сергей Медведев. – Я был молодым специалистом и работал над ним с оглядкой на опыт архитектора Алвара Аалто, который вписывал свои здания в природную среду, и архитектора Фрэнка Ллойда Райта, построившего знаменитый «дом над водопадом». Мне хотелось вписать кафе в природу вокруг: создать здание, которое распахивает окна на выксунскую природу.

Кафе «Волна» в советское время зимой. Вид сверху. Фото предоставлено Сергеем Медведевым

Замысел удался. Тех же правил придерживались архитекторы XXI века, после того как в 2019-м началась реконструкция здания. Современные мастера следовали авторскому замыслу. Теперь это просторная резиденция для тех, кто создаёт и ценит живопись, а вместе с ней публичное пространство для всех посетителей культурного центра, органично вписанное в городской ландшафт.

«Волна»-2022 уже совсем не та…

Гостей и жителей ждут любопытные и полезные творческие встречи, семинары, лекции и, конечно, выставки, первая из которых приурочена к открытию центра и называется «Советский общепит. Мечты и реальность».

Инсталляции посвящены трём столпам советского общепита: столовой, кафе и ресторану

Она воссоздаёт былое, как большинство советских ноу-хау, как соцреализм – красиво на картинке, а в реальности без слёз не взглянешь. В помпезный зал без знакомства не попасть, заказ из скудного меню ждать битый час, половина позиций из-под полы, а к столу – холодная котлета от высокомерного официанта, устроиться на работу которым тогда также считалось привилегией. Об этом напоминают многие фильмы ушедшей эпохи: «Дайте жалобную книгу», «Вокзал для двоих», «Королева бензоколонки»…


Буклет с меню из собрания Московского музея дизайна

Но было в той системе и много уникального, что относят теперь к раритетам, антиквариату, артефактам. Особые тарелки с неповторимым орнаментом, стаканы, столовые приборы, уникальные рецепты блюд, плакаты, призывающие к гигиене, чистоте, порядку, предметы интерьера, мебель, мозаичные панно, логотипы, меню, прейскуранты, фотографии… На выставке 200 экспонатов. Большинство из коллекции Московского музея дизайна. Но есть предметы, предоставленные жителями Выксы и окрестностей. Выставку сопровождает трансляция видеохроники из Российского государственного архива кинофотодокументов. Общепит был верным спутником советского гражданина. Школьные и студенческие, фабричные и заводские столовые самообслуживания, молодёжные кафе, рестораны, театральные буфеты и вагоны-рестораны, кулинарии. В 70-е годы отрасль достигла расцвета. В стране насчитывалось более 250 тысяч точек общественного питания. В этой сфере трудились свыше 2 миллионов человек. Вот и сегодня в таком важном для страны городе, куда самолёты давно не летают, а поезда ходят только грузовые, событие более чем примечательное. Уникальное здание не убили, а восстановили, экспонаты не выставили на аукцион, а собрали и представили посетителям бесплатно, художников пригласили, мольберты расставили. Приезжайте и посмотрите, как старое обретает новую жизнь. Выставка работает до января следующего года.

Архитектор кафе «Волна» Сергей Медведев, куратор арт-резиденции Алиса Багдонайте и Сергей Неботов – ведущий архитектор бюро «Новое», создавшего из кафе культурный центр

Фото: фонд «ОМК-Участие»