Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Встреча на выставке: в Доме Шаляпина Сергей Есенин стихи читает современным языком

Встреча на выставке: в Доме Шаляпина Сергей Есенин стихи читает современным языком

В музыкальных стенах Музея-усадьбы Фёдора Шаляпина к 125-летию со дня рождения поэта открылась выставка «Я сердцем никогда не лгу…». На торжественной церемонии идейные вдохновители и организаторы – Благотворительный фонд актёров, Национальный фонд поддержки правообладателей, при непосредственном участии которых Институт мировой литературы имени А. М. Горького (ИМЛИ) и Российский национальный музей музыки подняли из своих архивов уникальные рукописи, дневники, письма и записи музыки, положенной на стихи поэта. Теперь раритеты из музейных коллекций представлены широкому зрителю. Многие из них впервые…

По-царски о простолюдинах

Фото: Федя Ронжин

Нет в нашей поэзии поэта более русского. Возвышенная лирика, понятный слог, в котором ласкающий слух шум берёз, стремительно нашли отклик в сердцах соотечественников – и знатных, и простолюдинов. Уже первые опубликованные стихи молодой Есенин читал перед супругой Николая II Александрой Фёдоровной и её дочерьми в Царском Селе, когда в годы Первой мировой войны служил в военно-санитарном поезде императрицы. А потом совсем уж не по-царски, подбрасывая шапки, ему внимали рабочие и простолюдины Петрограда и Москвы. В подтверждение – уникальные фотографии царской семьи из архива Российского Фонда Культуры.

И случись сегодня кому-то вдали от сияющих в свете неоновых огней столичных проспектов пойти в народ, вам обязательно кто-нибудь да прочтёт его стихи – будь то шофёр, крестьянский сын, складской работник. Такова сила есенинских слов. Они пробирают любого. Но Сергей Есенин и самый музыкальный поэт. Его стихи поют, играют, обыгрывают и проигрывают снова и снова вот уже более 100 лет. И вовсе не случайно выставка проходит в музыкальных стенах Музея-усадьбы Фёдора Шаляпина.

– В соседнем зале увеличенная фотография Сергея Есенина, которая принадлежала родственникам Фёдора Ивановича Шаляпина. Она подтверждает связь двух великих людей, – приоткрыл занавес тайны в приветственном слове генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов.

Первую экскурсию провела старший научный сотрудник ИМЛИ РАН Алла Николаева. Фото автора

Славный бас и юный тенор

Памятник Фёдору Шаляпину на Новинском бульваре. Фото автора

Есенин и Шаляпин – дети одной эпохи, по сути, современники. Родились на закате империи с разницей в 20 лет. Расцвели на её изломе. Великий музыкальный бас в масштабах истории чуть раньше тенора поэзии, как теперь зовут Сергея Есенина. Вобрав в себя весь вихрь революционных перемен, пережили и хлебнули сполна все горести и радости эпохи молодой республики, успев и принять, и отвергнуть её идеалы. И оба навсегда остались преданны России. Устав от потрясений, певец уехал за границу. Поэт – остался, и ушёл из жизни сам.

У них много общего, хотя нет свидетельств того, что они в жизни пересекались. Шаляпин был уже на вершине успеха, когда Есенин к ней только подступал. Друг о друге, конечно, знали. «Я почувствовал, как задрожала от волнения рука Есенина. Расширились зрачки. На желтоватых, матовых его щеках от волнения выступил румянец. Он выдавил из себя задыхающимся (от ревности, от зависти, от восторга) голосом: «Вот так слава!» – вспоминает Анатолий Мариенгоф в своём «Романе без вранья» эпизод, когда они с поэтом на Кузнецком Мосту увидели стоявшего у машины Шаляпина. Годами позже, когда тело задушенного Есенина обнаружили в гостиничном номере ленинградской гостиницы «Англетер», Фёдор Иванович в своём разбитом на коммуналки особняке у дочери спросил: «Знаешь ли ты Есенина?» Ирина Фёдоровна в ответ начала читать: «Отговорила роща золотая / Берёзовым, весёлым языком, / И журавли, печально пролетая, / Уж не жалеют больше ни о ком…» Когда она закончила, у Шаляпина текли слёзы.

Пять часов с дочкой Шаляпина

По одной из городских легенд, однажды молодой Есенин, катаясь с Конёнковым и Мариенгофом на автомобиле, подъехал к роскошной усадьбе Шаляпина на Новинском бульваре. Хозяин оказался на гастролях. Не робкого десятка поэт разошёлся и позвал Ирину в компанию. Вместе они 5 часов носились по пыльному бездорожью Подмосковья. Всю дорогу Есенин говорил попутчице ласковые слова. Когда вернулись из поездки, по-дружески обняв за плечи Мариенгофа, поэт приятелю сказал: «Толя, а ведь как бы здорово получилось: Есенин и Шаляпина… А?.. Жениться, что ли?..» В наши дни уже б давно по всем каналам историю раструбили и судачили – да неужели? Как?.. Тогда же все разошлись по домам, и история продолжения не получила. Отношения не сложились и брак не последовал. Но удивительным образом это приключение молодости, как и иллюстрации воинской службы в поезде императрицы, нашло отражение в артефактах, представленных на выставке.

Бюст на Никитской

Бюст Сергея Конёнкова. Фото: Федя Ронжин

В подтверждение дружбы с Сергеем Конёнковым – бюст Сергея Есенина, выполненный скульптором из дерева. Сергей Тимофеевич создаёт его в 1921 году: «Есенинский бюст я переводил в дерево без натуры, корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года. Тогда на моей пресненской выставке перед толпой посетителей Есенин читал стихи. Возбужденный, радостный. Волосы взъерошены, наморщен лоб, глаза распахнуты…» – вспоминал скульптор. Бюст из глины «Русский Роден», как звали Конёнкова, ваял с Есенина, когда поэт приходил к нему в мастерскую на Пресне, а копию по дереву строгал уже после отъезда друга в Петроград. В композиции поэт, схватившись рукой за голову, приоткрыв рот, читает: «Звени, звени, златая Русь, / Волнуйся, неуёмный ветер! / Блажен, кто радостью отметил / Твою пастушескую грусть. / Звени, звени, златая Русь...». В 20-е годы бюст стоял на Никитской в витрине книжного магазина «Артель художников слова». Есенин частенько сюда заглядывал, чтобы понаблюдать за реакцией посетителей. Убедившись в приятных впечатлениях, с улыбкой на лице удалялся. Есенин не чужд был тщеславия.

Стремительный гений

Сызмальства, когда родные дядья его, трёхлетнего малыша, посадили без седла на лошадь и пустили ту галопом в поле, Есенин стремительно жил… «Он не такой, как мы, он бог знает кто», – воскликнет в сердцах отец. Стабильный доход в мясницкой лавке сын променял на вольные хлеба поэта. Влюблялся, женился, расставался, вновь влюблялся. Он уязвлён, когда зовёт Зиночку Райх замуж, а она ему в ответ: «Надо подумать». Его читают в столицах, он на одной ноге с Блоком, ему всего 22, а она ему «подумать…».

Рукописи и фотографии молодого Сергея Есенина из архива ИМЛИ. Фото автора

Об этом выставка – стремительном, всепоглощающем поэта гении. Первую экскурсию увлечённо, живо, эмоционально проводит старший научный сотрудник ИМЛИ РАН, кандидат филологических наук Алла Николаева. Основная часть экспонатов представлена из фондов Института мировой литературы имени А. М. Горького, в том числе посмертная маска поэта, выполненная под началом скульптора Исидора Золотаревского. Внезапная смерть Есенина до сих пор вызывает споры – поэт убит или ушёл из жизни по собственной воле. Последняя экспертиза ответа не дала. След, оставленный между бровями над переносицей, одни связывают с ударом тяжёлым предметом (рукояткой пистолета), другие – с ожогом от трубы парового отопления.

Под музыку Свиридова

В залах экспозиции посетителей сопровождает музыка композиторов, написанная на слова Есенина. На уникальных записях, поднятых из фонда Музея музыки, звучат Свиридов, Холминов, Дешевов, Крейн, Таривердиев. Скреплённые автографами нотные сборники впервые представлены публике.

Справа партитура вокального цикла композитора Николая Голованова. Фото автора

Открытие выставки предворяет выступление фольклорного ансамбля «Радоница». Выставку ярко иллюстрируют стенды, на которых уникальные фотографии, старинные репродукции, рукописи раскрывают биографию и творческий путь поэта. Работа подготовлена и выполнена силами Национального фонда поддержки правообладателей и Благотворительного фонда актёров.

– Прежде чем сюда попасть, каждая рукопись, каждая фотография были тщательно проверены. Все работали очень увлечённо, долго и сосредоточенно, – поделилась своими впечатлениями инициатор и организатор выставки, генеральный директор Благотворительного фонда актёров Лариса Назарова. 

Михаил Брызгалов и Лариса Назарова на открытии выставки. Фото: Федя Ронжин

Предвидение

Максим Линников читает Есенина. Фото: Федя Ронжин

Торжественную церемонию открытия завершила музыкально-литературная композиция. За роялем – её автор и составитель, лауреат международных конкурсов Наталья Шохирева. Стихи Сергея Есенина под созвучную настроению музыку Чайковского и Рахманинова читает актёр и музыкант Максим Линников.

В тот день в стенах усадьбы Шаляпина всё сошлось. Как прежде, органично. В этом может убедиться каждый желающий. Выставка открыта до 10 декабря. Многие экспонаты подчёркивают современность Есенина, которая так питала творчество поэта. «Я сердцем никогда не лгу…» – признаётся он в своём стихотворении «Пускай ты выпита другим»... Годом ранее, впечатлённый путешествием в Америку, в своей «Страна негодяев» он пишет: «Места нет здесь мечтам и химерам, / Отшумела тех лет пора. / Всё курьеры, курьеры, курьеры, / Маклера, маклера, маклера. / От еврея и до китайца, / Проходимец и джентельмен, / Все в единой графе считаются / Одинаково – business men». Удивительно, насколько эти строки созвучны нашим, зачастую бездуховным, дням, и даже, кажется, понятно, что бы нам сказал поэт о нас сейчас...

За роялем Наталья Шохирева. Фото: Федя Ронжин