Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Алексей Баталов: «Кино переживает трудное время»

Алексей Баталов: «Кино переживает трудное время»

Алексей Баталов также посетил Летнюю академию. Полный зал Театра киноактёра встретил народного артиста овациями. Алексей Владимирович в ответ трижды повторил фирменное приветствие своего героя Гоши из фильма «Москва слезам не верит»:

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте!

И, выдержав паузу, добавил своим неповторимым голосом с характерной интонацией фразу «Сидите-сидите, можете не вставать».

Студенты забросали артиста вопросами:

- Когда перестали бояться сделать что-то не то?
- Я никогда не боялся сделать не то. Я вырос буквально за кулисами. Сцена для меня - естественная среда. Когда летом заканчивались спектакли, нас, пацанов, отправляли под сцену ловить кошек. Ведь они – страх любого артиста. Стоит кошке появиться на сцене, весь зрительный зал смотрит на неё. Она испортит любой монолог.

Но когда речь зашла о современном кино, Алексей Владимирович задумался:

- Кино сейчас переживает то же, что пережили художники-портретисты, когда появилась фотография. Самые уважаемые и обеспеченные работой портретисты оказались не нужны. И то же самое произошло с кино. Раньше в кинотеатры на премьеры выстраивались очереди, а теперь экран находится в каждом доме, чуть ли не в ванной и туалете. Сейчас настало то время, когда кино должно найти своё место. И вы должны это понимать.

- А как вы относитесь к тому, что современное кино сейчас создаётся очень быстро?
- Мне недавно предложили небольшую роль в сериале, я взял сценарий в руки и, не читая, спросил: «А чем заканчивается линия моего героя?» И мне отвечают: «Вы знаете, последние серии ещё не написаны. Пока будем снимать первые, допишут остальные». Таким образом, начиная играть, вы не знаете, убийцу вы играете или человека, который пожертвовал своей жизнью. Если неизвестно, как заканчивается, то непонятно, как начинать. Есть гениальное выражение: «Конец венчает дело». Для артиста очень важно распределить себя.

Одна из студенток поинтересовалась необычным увлечением Алексея Владимировича:

- Это правда, что вы рисуете и написали портрет Анны Ахматовой?
- Последние несколько лет она прожила у нас, в московской квартире на Ордынке. Её из Ленинграда выжили. Моя шестиметровая комната стала для неё убежищем. По-настоящему свободно она общалась только с мамой и Фаиной Георгиевной Раневской. Как-то мама повезла её в загородный санаторий. Она плохо себя почувствовала, вызвали медсестру, попросили сделать укол. Когда та женщина пришла, Анна Андреевна попросила Нину выйти: мол, ничего красивого и интересного в этом нет.

Мама вышла в коридор, и в это время Анна Андреевна умерла. А портрет я нарисовал по её команде. Я занимался, учился рисовать, и в один прекрасный день Анна Андреевна сказала: «Алёша, а почему бы вам не сделать портрет со мной?» Я стал её рисовать. Это было замечательное время.