Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Чьи «щёчки» свели с ума
Константина Меладзе

Чьи «щёчки» свели с ума Константина Меладзе

После блестящего выступления в популярном украинском телевизионном шоу молодой певец из Питера Костя Битеев совершает блицтур в отечественный шоубиз

После школы Костя Битеев поступил в самый метеозависимый вуз страны – Гидрометеорологический университет в Санкт-Петербурге. Пять лет вкушал студенческую пищу. Днём ловил воздушные потоки и замерял силу магнитных бурь, а по вечерам занимался всем тем, чем принято заниматься большинству звёзд, до того как они займут заданную орбиту. Барменом взбивал коктейли в ресторанах потускневшим от офисного света белым воротничкам, разносчиком багажа доставлял саквояжи путешественников в номера гостиниц, моделью агентства диктовал моду обитателям Невского и Лиговского проспектов. Но в списке повседневных дел студент не терял слабости к своему главному увлечению и в перерывах между заботами брал в руки любимую гитару и сочинял песни. А если его пение подкреплено необычным и щемящим души девушек вокалом, широким охватом диапазона нот, музыкальным образованием и хорошо взбитым собственным репертуаром, почему бы не явить себя миру? Константин нашёл единомышленников-музыкантов, собрал команду и начал записывать песни, выкладывая их в сетях интернета. Так, совмещая вся и всё, вышел на финишную прямую пятого курса университета и только занялся приготовлениями к защите диплома, как на берега Невы подул юго-западный ветер и принёс благую весть – зовут в стольный град Киев на публике выступить. С этого всё и началось…

По законам статики

Его «Щёчки» в украинском телевизионном шоу «X-Фактор» вызвали лёгкий и свежий румянец даже на самых заскорузлых лицах. Присутствовавшие в жюри Андрей Данилко (он же Верка Сердючка), Антон Савлепов (бывший солист группы Quest Pistols), Юлия Санина (солистка украинской группы The Hardkiss) не успели и бровью моргнуть, как их коллега Константин Меладзе нажал кнопку, которая направила младшего тёзку, минуя отборочные туры, в финал аналога российского «Голоса». Победителем сезона он не стал, но обрёл поклонников, снял клип, совершил гастрольный тур по украинским городам и под занавес 2017 года представил свою вторую работу – «Восемь разбитых сердец». Мы узнали, как они появились в жизни молодого автора.


– Костя, как случилось, что тебя, без нескольких месяцев дипломированного специалиста, пригласили на украинское шоу?

– Шёл пятый курс. Родных и близких интересовало, пойду ли я работать дальше по специальности, готовлюсь ли защищать диплом. Окружение знало о моём увлечении музыкой и при этом не позволяло себе думать о моём хобби всерьёз. Для общества сама мысль о том, что, получив диплом, возможно не ходить, как все, на основную работу 5 дней в неделю, антисоциальна. Но так получилось, что мы стали выкладывать свои записи в интернет. Их заметили. Нам прислали из Киева запрос с предложением поучаствовать в проекте. Я отправил видео нашего выступления и совершенно неожиданно в марте или апреле пришло приглашение на отборочный тур. Решил, что это будет какой-то проходной кастинг наподобие «Голоса» в Останкино. А приехав в Киев, сразу попал в телевизионный эфир. Я даже не знал, кто в жюри. Вышел на сцену, золотая кнопка, финал... Сам не ожидал.

– Твоим наставником стал Константин Меладзе. Какие впечатления от работы с мэтром?

– Он приходил раз в неделю в студию, чтобы психологически настроить, поддержать. Это были формальные встречи, к которым мы предварительно разучивали песню, готовились к эфиру, занимались вокалом. Константин Шотаевич в деликатной манере объяснял нюансы. На меня произвёл впечатление очень серьёзного и душевного человека.

– Что тебе дало участие в шоу?

– С него всё завертелось. Я спел «Щёчки» и реакция публики показала, что у меня есть потенциал. Многие говорят – делай своё дело и ни на кого не ориентируйся. Это не совсем верно. Исполнителю важно понять, каким его видит общество. Реакция зрителей – отражение нашего творчества в зеркале. Конечно, можно писать в стол и утешать себя мыслью – мол, для себя… Но, думаю, каждый творческий человек мечтает видеть свой материал востребованным. Мне участие помогло обрести уверенность. Я понял, что могу дальше стремиться стать артистом. У меня может получиться. Сейчас стал посещать специальные курсы для модификации качеств артиста – классы сценической речи, актёрского мастерства, хореографии, вокала, музыки. Учусь раскрепощаться. Хотя бы три раза в неделю хожу в спортзал: люблю статичные упражнения, в которых не просто тягаешь железо, а постигаешь философию. Поэтому мне йога ближе штанги.

Свойство бесконечности

– Ты сам являешься автором своих песен. Есть ли тот человек, кому первому доверяешь своё произведение?

– Раньше я не верил в музу. Казалось странным, как Маяковский писал свои стихотворения Лилии Брик, в то время как та продолжала жить со своим «парнем» (первый муж Осип Брик. – Ред.). Но когда в моей жизни появилась девушка, понял, что поэту необходима муза. Мы встретились в модельном агентстве. Мода разбила нам сердца. Под впечатлением встречи пришёл домой и написал «Щёчки». Девушка стала той первой, кто её услышал. Но когда наши отношения свелись к быту, решил уйти. Энергетика музы изжила себя. Ушло то, что заставляло меня восхищаться. И тогда были написаны «Восемь разбитых сердец». Однажды подумал: «Сколько же было парней у моей девушки? Мимолётных увлечений и длительных романов…» Попытался найти красивую цифру, а потом вызвал её на откровенный разговор и напрямую спросил об этом. Она назвала цифру, которая совпала с моим предположением – восемь, включая меня.

– Опасный вопрос для обеих сторон, особенно когда стремишься сохранить отношения...

– Как я уже сказал, мне стало понятно, что они себя исчерпали. Но это история с осознанием того, что всё закончилось. Сердца разбиты, и уже грустить не надо. Остаётся принять этот этап и идти дальше. В этом светлая сторона жизни.

– В клипе восьмёрка превращается в знак бесконечности. На площадке были моменты, когда минута показалась вечностью?

– Идея перевернуть восьмёрку и превратить её в знак бесконечности пришла в голову режиссёру Леониду Колосовскому, который работает с Лолитой, Полиной Гагариной, Димой Биланом, группой «Градусы» и многими другими известными исполнителями. Если внимательно посмотреть клип, присутствие восьмёрки увидите во всём – 8 яблок, цветков, карандашей, 8.00 на часах... Съёмки проходили на заброшенном заводе в Киеве. Окна были прикрыты жалюзи и шторами так плотно, что трудно было определить –день на улице или ночь. Когда решил выглянуть, оказалось 11 часов вечера, хотя мы начали работать в 9 утра. Минута превратилась в бесконечность в сцене, в которой героиня на меня кричит. С начала съёмок прошло часов восемь. По сценарию я должен был проявить своё полное безразличие в то время, когда она очень смешно изображала скандал – кричала перед камерой о том, как ей надоело весь день слушать эту песню, о том, когда же всё это кончится и я наконец-то замолчу! Мне было смешно, и я не мог сосредоточиться. Равнодушно играть на гитаре, игнорируя её и не открыв при этом рта, получилось только после нескольких дублей. Этот момент показался вечностью. Самой комфортной оказалась финальная сцена, в которой героиня должна была лечь рядом, когда я сплю: в какой-то момент я по-настоящему задремал. А во время работы над клипом «Щёчки» не получалось поймать в кадре солнечного зайчика. В трамвае сидела массовка, человек 10: бабушки, дедушки, дети… Всем пришлось помаяться, прежде чем я поймал зайчика.

– В клипе трамвай идёт по лесу, где для натурных съёмок нашли такое место?

– Также в Киеве. Там есть трамвайный маршрут, который проложен в курортный пригород Пуща Водица через лесопарк. Стоял солнечный день. Было очень красиво. Это был мой второй приезд. По сравнению с ранней весной, когда побывал там в первый раз, разница колоссальная. Очень зелёный и цветущий город. В рамках шоу «X-Фактор» совершил небольшой гастрольный тур по городам Украины. Выступали в Киеве, Харькове, Полтаве, Одессе... Очень понравилась Одесса своим европейским духом. Везде принимали очень тепло.

Сложная простота

– Не мог упустить из виду твои познания в сфере писательской биографии Маяковского. В каких отношениях с серьёзной литературой?

– В непростых. С первой попытки глобальные произведения осилить получается не всегда (школьную программу в расчёт не берём). Сначала так было с «Воскресением» Толстого. Два года назад начал читать, но далее первых страниц не одолел. Время пришло позже. Недавно так же, в два, как говорится, захода, прочитал «Анну Каренину». Теперь на очереди «Братья Карамазовы». В ноябре в Питере с удовольствием сходил на встречу с Бернаром Вербером. Мне нравится в его произведениях пересечение детектива, фантастики, науки…

– Ты себя хорошо представляешь через 10–20 лет? Не пугает перспектива также петь одни и те же песни?

– Откровенно говоря, задумываюсь, и меня это волнует. Обидно, если зрители, придя на концерт, будут знать только одну-две мои песни. Но не обидно, если они из нескольких моих песен выбрали именно эти. Иногда меня спрашивают: «А у тебя есть такие же песни, как “Щёчки”?» А зачем писать такие же? Но когда уточняют – такие же весёлые, счастливые, я стараюсь вложить эти эпитеты в новые песни. Хорошо, когда слышу: «Под ваши ”Щёчки” утром мой малыш лучше ест» или «Мы стали встречаться с моей девушкой после того, как я «кинул» ей по сетям ваши “Щёчки”». Это же здорово! Мне важно передать энергетику свободы, счастья, природы. Вдохновить может не только любовь женщины. Знаю как минимум несколько форм любви – любовь к матери, сестре, богу, брату. Я в поисках положительной энергетики, которую, как кажется, излучаю сам. Мне нравится простота. Я стараюсь не умничать с советами о том, что и как делать, а просто и доступно давать пищу для размышления.

Фото: из личного архива Константина Битеева