Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Когда чувства важнее мысли

Когда чувства важнее мысли

Анимационная работа Ивана Максимова «Бум-Бум, дочь рыбака» получила Гранпри международного фестиваля в финском городе Тампере. Один из крупнейших отечественных мультипликаторов рассказал нашему корреспонденту о смешном и трогательном в мультфильмах и жизни.

Проще сделать самому

- Иван Леонидович, о чём этот фильм?
- Его можно увидеть в YouTube в общем доступе. Мне хотелось сделать трогательную и смешную историю о том, что любовь по своей сути - искренняя и ненавязчивая. Это фильм о немотивированной любви девочки к рыбаку, кото­рого она сама выбрала себе в родители. Дети до некоторого возраста любят своих родителей абсолютно, несмотря ни на что. Человеку нужно кого-то любить.
- У вас великое множество премий и наград. Какая из них самая дорогая?
- Первая, которую я получил в 1991 году в немецком Оберхаузене. Потом значимость самих наград отошла на второй план, а сейчас самыми важными для меня являются призы зрительских симпатий. Ведь если Гранпри присуждает несколько случайно собранных вместе людей, то приз зри­тельских симпатий - это оценка тех, ради кого я работаю.
- Как вы пришли в анимацию?
multik-a.tif - Это длинная история, но формально всё началось с поступления на Высшие режиссёрские курсы. Я не учился на художника, оставаясь художником-любителем, полупро­фессионалом. Учился самостоятельно, перенимая какие-то приёмы у других. И через пару месяцев, переступив порог, начал путь в анимацию.
- Аниматор - это больше художник, сценарист или режиссёр?
- Важно не путать терминологию. «Аниматор» в переводе с латыни - «одушевитель». В России аниматоры - затей­ники, развлекатели. А есть профессия «мультипликатор». Это не режиссёр, не художник и не сценарист, а актёр мульт­фильма. Он двигает, направляет, «одушевляет» предметы из пластилина, кукол, рисованных персонажей. Это актёрская игра. И последние двадцать лет я нанимаю для своих работ таких профессионалов.
В принципе в мультипликации важно быть востребо­ванным и делать то, что нужно людям. Здесь многое зависит от культурного уровня и особенностей вкуса. Поэтому рас­считываю понравиться тем зрителям, с кем эти мои пара­метры совпадут.
- Кого бы вы могли назвать своим учителем?
- Очень многие люди были важны для меня, и я ото всех «хватал» понемногу. Поэтому нет такого конкретного чело­века, кого мог бы назвать своим учителем.
- С кем хотели бы поработать?

multik-2.tif - В соавторы мог бы взять только своих любимых уче­ников. У меня были удачные фрагментарные сотворчества, но их было немного. Мне проще сделать самому, чем объяс­нить кому-то. Поэтому предпочитаю работать сам.
- Какие мультфильмы нравятся больше?
- Очень трудно выделить. Мои критерии - это смешные, трогательные и красивые мультфильмы. Либо одно, либо другое, либо третье. Или всё в одном. Могу сказать, что Эдуард Назаров и его работы «Путешествие муравья», «Мартынко» и «Жил-был пёс» мне очень близки.
- Мультфильмы нужно смотреть сердцем или «вклю­чать» голову?
- Стараюсь голову вообще как можно меньше использо­вать - и в реальной жизни, и в искусстве. Чувства важнее, чем мысли.

Талант лёгок на подъём

- Как относитесь к засилью компьютерной графики на экранах?
- Это существует потому, что дёшево. Так нарисовать может практически каждый, если он - человек не ленивый.

- Вы создали компьютерную игру «Полная труба». Отличается ли создание компьютерной игры от создания мультфильма?
- Есть соврешенно очевидные различия: каждому персо­нажу нужно нарисовать много вариантов действий, поведения, эмоций, поскольку интерактивность обязывает. Или же то, что в своих фильмах я всё контролирую сам, а здесь - только часть процесса.
Но в итоге получилось так, как мне нравится.
- А как придумали логотип для игровой приставки «Оепёу»?
multik-4.tif - Мой приятель попросил меня поучаствовать, и над логотипом мы думали вместе. Я предложил несколько вариантов, и слонёнок быстро получил одобрение.
- Школы каких стран сейчас находятся на передовой мультипликации?
- Есть коммерческая анимация - это Япония и Америка. А есть автор­ская анимация - это Россия, Франция,
Великобритания, Германия. Это свя­зано со школами и с особенностями поддержки: так, в США авторскую ани­мацию не финансируют. Поэтому там люди, которые учатся в школах режиссуры, потом могут рассчитывать на работу только в ведущих студиях, где делается то, что мы все и смотрим.
- Что бы вы посоветовали молодым ребятам, которые хотят стать мультипликаторами?
- Прежде всего они должны уметь хорошо рисовать. Не академически, а как иллюстраторы. Рисовать из головы. Это как в музыке: человек должен владеть музыкальным инстру­ментом, желательно фортепиано, чтобы сыграть всё, что ему придёт в голову. Если режиссёр не может что-то нарисовать, то не факт, что ему это может прийти в голову. А если и придёт, то он не сможет это адекватно донести до зрителя. Поэтому важны навыки в графике и ещё фантазия. Например, я придумываю мир и про него снимаю фильм. Получается неигровое кино про выдуманный мной мир.

- Что вдохновляет?
- Музыка и жизнь. Моё вдохновение приходит тогда, когда мне это нужно. Мне нужна мотивация, какие-то обязательства.
- Над чем сейчас работаете?


- Почему нужно, чтобы было смешно?

- Потому что люди любят смеяться, а когда они смеются, то и автор доволен. В зале я не могу видеть другие эмоции зрителей, а когда они смеются, то это сразу видно.
- Вы много преподаёте. Как оцениваете будущее нашей мультипликации?
multik-5.tif - Талант или есть, или его нет. Если нет, то трудолюбие и знание не помогут. А если есть, то нельзя расслабляться - надо учиться и работать. Причём научиться получать удовольствие от работы гораздо проще, чем научиться доставлять удовольствие зрителю.
- Талант может пробиться?


- А как же ремесло?

- Ремесло легко осваивается, когда ты уже что-то делаешь.
- Как вы можете оценить ситуацию с анимацией сегодня?
- Хорошо то, что государство продолжает финансировать авторские мультфильмы.
А плохо то, что государство финансирует много халтуры. Ведь если по-честному спросить российских детей и взрослых, какой фильм им больше нравится: производства студии «Ртхаг» или современный отечественный, они скажут, что пиксаровский. Потому что у них так устроено, что тот, кто сделал плохо, - или переделы­вает, или уходит. И в результате всё делается на совесть. А у нас много халтуры. Это, скорее, наш менталитет с некоторой леностью и пофигизмом. Но у него есть и очень хорошая обратная сторона - щедрость и доброта. Ничего не поде­лаешь, но мне пока ни один полнометражный русский мульт­фильм не понравился.
- Но надежда осталась?
- Надежда всегда есть. Ведь всё зависит от конкретного человека.