Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Никита Михалков дал путёвку в мир кино

Никита Михалков дал путёвку в мир кино

В летние дни Театр киноактёра превратился в кузницу актёрских и режиссёрских кадров. На известной сцене открылась летняя киноакадемия Никиты Сергеевича Михалкова. Малый зал, скрытый за вполне обычной дверью с номерным знаком, превратился в университетскую аудиторию. Только вместо студенческих парт - столы с мягкими стульями, стоящими не напротив учебной доски с профессорской кафедрой, а сцены, на которой за столиком с водой и чаем читал первую лекцию мэтр отечественного кинематографа.

Аудитория переполнена: студенты более чем из 40 стран мира, репортёры, начинающие операторы, артисты, режиссёры. В этом и есть сенс новой киношколы: все вместе погружаются в мир киноискусства и учатся жить, работать, понимать друг друга с полуслова. Студенты проведут вместе учебный месяц.

- Какой бы фильм я ни снимал, всегда собирал всю группу, и мы выезжали на несколько месяцев из дома – снимали гостиницу и начинали работать.

Режиссёр считает, что в подобной обстановке создаётся идеальная атмосфера для творчества. А снять нервозность и раздражение, возникающие при постоянном и тесном контакте друг с другом, преодолеть стресс, который появляется из-за длительного отсутствия дома, помогает вечерний футбол:

- Представляете, что я услышу, если вдруг во время игры ошибусь? Мне каждый выскажет то, что обо мне думает… И выплеснет таким образом накопленные за день обиды.

Как только речь зашла об актёрском гоноре, Никита Сергеевич вспомнил съёмки фильма «12»: тогда на одной площадке собрался звёздный актёрский состав: Валентин Гафт, Алексей Петренко, Сергей Гармаш, Юрий Стоянов, Михаил Ефремов, Роман Мадянов... И когда Маковецкому предстояло читать монолог о своём прошлом, режиссёр схитрил. Чтобы другие актёры не отвлекались и не выходили каждый из своего образа, он сказал артисту, что эту сцену крупным планом снимать не будет: во время исполнения камера будет поочерёдно брать крупным планом собравшихся «присяжных». После некоторого возмущения артисты умолкли, и в результате получилась сильнейшая по психологическому воздействию на зрителя сцена.

Вспомнил Никита Михалков и о совместной работе с итальянским режиссёром Мастрояни над спектаклем «Пьеса для механического пианино». Снималась сцена жаркого дня. Несмотря на величие режиссёра, артисты были из среднего звена, и им никак не удавалось убедить Никиту Сергеевича в том, что им жарко: махали газетой, жадно глотали воду, расстёгивали воротники… Да всё не то! И тогда режиссёр остановил съёмку, а артистов оставил на площадке – прошёл час, другой, кто-то стал подрёмывать, кто-то зевать, кто-то обмяк и «прилип» к спинке стула… Вот он! Долгожданный момент. Никита Сергеевич незаметно подошёл к оператору и тихо шепнул: «Мотор!». И процесс начался.

- Что делать, когда актёр ограничен во времени? У него съёмочный день расписан по минутам, и ни один режиссёр ему сейчас не даст столько времени для того, чтобы он вошёл в роль, - поинтересовались из зала.

- Это беда многих артистов. Особенно если снимается сериал. Но и в Голливуде не все режиссёры и не всегда могут соответствовать таланту актёра. В этом случае они регулярно посещают мастер-классы, студии. Я знаю, что постоянно учатся и совершенствуются даже такие звёзды, как Мэрил Стрип и Роберт де Ниро.

По реакции аудитории было видно, что мастер-класс Никиты Михалкова для студентов стал заветным ключиком в мир театра и кино.