Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Эффектная классика

Эффектная классика

Свой первый диск «Anthology» с произведениями Шопена, Дебюсси и Мендельсона она записала в 17 лет. Тогда же состоялось её дебютное выступление с симфоническим оркестром Цюриха. Молодая и очень успешная пианистка из Швейцарии Саломе Шейдеггер не боится экспериментировать – в её новой программе музыкальные произведения сопровождает ряд визуальных спецэффектов. «ПР» поинтересовалась, зачем совершенствовать само совершенство.

– Саломе, вы – гражданин мира: из швейцарской семьи, родились и выросли в Японии, живёте в США... Культура какой страны оказала на вас наибольшее влияние?

– Действительно, первые пять лет жизни я росла в Японии. Родители нас, детей, сознательно старались «погрузить» в японскую культуру. Мы посещали местную школу, учили язык, у нас были японские друзья, я занималась классическим японским танцем. До сих пор ощущаю особенную связь с этой страной и стараюсь сохранить некоторые традиции в своей нынешней жизни. Швейцария также значит для меня очень много – это страна, откуда родом моя семья и где я провела много лет. Последние три года живу в Америке и поражаюсь тому, насколько американская культура при кажущейся внешней схожести отличается от европейской.

piano-2.tif Мне повезло побывать в детстве во многих странах мира: родители много путешествовали с нами, и мы подолгу жили в Лондоне и Париже. Я всегда интересовалась иностранными языками и думаю, что для художника очень важна подобная открытость и любопытство. Музыка стала для меня способом выражения культуры той или иной страны.

– А какое впечатление от концертов оставила Россия?

– В 2006 году в Санкт-Петербурге я играла концерт Моцарта с оркестром Государственного Эрмитажа под управлением Александра Сладковского. Это был один из самых прекрасных концертов в моей жизни! С большой радостью приняла приглашение выступить с необыкновенными музыкантами этого замечательного оркестра. И раз уж мы заговорили о культуре, то хочу сказать, что меня всегда волновали культура и искусство России, особенно литература.

– Вы учились в Европе, сейчас получаете консерваторское образование в Америке: в чём разница европейского и американского музыкального образования? Есть ли она вообще?

– К сожалению, мой личный опыт не может быть примером, поскольку в Европе получила частное образование. Но музыкальные миры Европы и Америки очень разные и друг с другом практически не соприкасаются.

– Во время своих концертов вы используете видеоинсталляции. Что хотите этим сказать зрителю?

piano-3.tif – Художник должен постоянно искать себя. И для того, чтобы продукт творчества оставался востребованным, и для того, чтобы не терять благосклонности публики. Особенно это актуально сегодня, когда границы музыкальных стилей стали пластичными и появилась возможность для экспериментов. Мне всегда нравилось соединение визуальных и музыкальных образов, а несколько лет назад я сама занялась этим вплотную. Мне захотелось представить классический репертуар в новом свете так, чтобы зрители ощутили себя словно в ином пространстве. Поэтому моя новая программа «Envisage» стала симбиозом музыки и визуальных образов.

– Какие произведения вам нравится исполнять?

– Мне очень близки Шопен и Моцарт. На следующих концертах планирую играть «Ундину» из сюиты «Гаспар из тьмы» Мориса Равеля. Это произведение волшебно!

– Карьера современного музыканта похожа на карьеру спортсмена: постоянные конкурсы, соревнования... Как в подобной гонке сохранить свой неповторимый стиль?

– Практически с самого начала я дистанцировалась от «конкурсной» карьеры. Мне как музыканту тесно в рамках сравнительно-измерительной культуры. Музыка – это субъективное искусство. В отличие от того же спорта, его нельзя измерить. Соревнование и сравнение – смертельно для художника. Произведение должно рождаться спонтанно, быть откровением, а не желанием стать лучше кого-то.

– А где вы черпаете вдохновение?

– Практически повсюду, но особенно в Нью-Йорке. Ну и расслабиться после концерта приятно в компании родных и друзей за кружкой холодного пива.

– Кому сегодня ближе классическая музыка –
старшим поколениям в элитарных консерваториях или же молодёжи с плейером?

– Классическая музыка переживает непростые времена: привычный формат классического концерта утратил свою популярность. Для молодого человека без музыкального образования бывает сложно «высидеть» длинный концерт, когда нужно постоянно концентрироваться и ещё умудряться от этого получать удовольствие. По опыту знаю, что молодёжи классика нравится, но у неё нет к ней подхода. В том числе и поэтому в своей программе я стараюсь использовать знакомые юной публике элементы светового шоу: это помогает им «подключиться». Классическая музыка не должна быть элитарной, закрытой.

– Какую роль играют сегодня социальные медиа в сфере классики?

– Соцмедиа обладают сегодня огромным влиянием на зрителя, особенно в США. Зрители проводят много времени на страницах Twitter, Instagram, Facebook. Для музыканта это возможность получения оценки своего творчества напря- мую. Учитывая скорость распространения информации, важность роли соцмедиа нельзя недооценивать.

– Где бы вы хотели сыграть?

– Я хочу сыграть в таком зале, где было бы технически возможно воплотить разом все мои задумки для программы «Envisage». Где-то в мире наверняка есть такое место.