Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Немножко человек

Немножко человек

Сергей Рахманинов любил повторять: «Во мне восемьдесят пять процентов музыканта...» Когда же спрашивали про остальные пятнадцать, отвечал: «Ну, видите ли, я ещё немножко человек...» В этом году исполняется 140 лет со дня рождения композитора, дирижёра, музыканта. В России его называют русским классиком, в Америке своим... А кем считал себя сам Сергей Васильевич?

Музыкант, сочетающий в себе удивительный талант композитора, пианиста и дирижёра. Пожалуй, история музыки XX века не знает другого столь гармоничного и простого в своей гениальности примера. Даже в записях почти столетней давности можно услышать и почувствовать мощь и масштаб великого мастера. Рахманинов уже молодым поражал современников своими феноменальными способностям. Его дипломная работа в Московской консерватории - опера «Алеко» была написана за семнадцать дней. Композитору было всего двадцать лет.

Сергей Рахманинов живёт в эпоху великих событий, его с молодости окружают великие люди. Лев Толстой, Антон Чехов, Сергей Дягилев, Фёдор Шаляпин... Встречи, впечатления, знакомства, потрясения и катаклизмы рубежа веков находят отклик в творчестве композитора. Именно на стыке промышленного XIX-го и индустриального XX-го веков его ждёт первый триумф. Второй фортепианный концерт, Вторая симфония, вокально-симфоническая поэма «Колокола». Его музыкальное кредо - «Музыка... должна идти от сердца и быть обращена к сердцу» - в каждом из произведений.

В 1917 году Рахманинов покинул Россию. Сначала думал - временно, оказалось - навсегда. В США ему сразу предложили руководство знаменитым оркестром Бостона. Но Рахманинов отказался. Его не покидает мысль об утрате творческого вдохновения. В эти годы он говорит: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя».

Только через восемь лет композитор находит силы вернуться к сочинительству. Рождаются Четвёртый фортепианный концерт, «Рапсодия на тему Паганини», Третья симфония, «Симфонические танцы». Это период расцвета, вершина творческой деятельности. Лирика и пафос, сдержанность и эмоциональность в оправе стальных ритмов XX века - Первой мировой войны, революции, эмиграции. И одновременно дыхание русских напевов, широта русских просторов, бесконечность чувств...

- Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды, - признавался композитор.

В этой привязанности к отечеству истоки рахманиновского мелодизма - того, что называют «несравненным чувством русской песенности, русского голоса». Именно в связи с его музыкой заговорили о «бесконечности мелодии»: она обращена к человеку, его душе и обнажает самые тонкие её грани.

Музыка Рахманинова не перестанет быть актуальной, пока актуальны простые человеческие чувства и эмоции, поэтому она любима слушателями и исполнителями.

Около 20 лет назад в Петербурге было создано Рахманиновское общество. Вот что рассказала основатель и президент общества, пианист Людмила Леонидовна Ковалёва-Огороднова:

- Мероприятия, посвящённые юбилею композитора, уже частично прошли: 28 марта и 4 апреля состоялись двухдневные Рахманиновские музыкальные чтения, которые сопровождали лекции и концерты. Впервые в России прозвучали восемь, а не, как все привыкли, шесть, романсов ор. 38 в авторской версии 1916 года. К выходу готовится моя книга о Рахманинове, где впервые будут опубликованы не издававшиеся ранее документы и фотографии. В начале марта в Риге состоялся Рахманиновский фестиваль. А 2-16 июля 2013 года пройдёт первый Международный авто пробег памяти Рахманинова. Мы проедем по нескольким городам Европы с лекциями-концертами. В тех, где пребывал Сергей Васильевич, пройдут экскурсии по местам, связанным с жизнью композитора. Это очень увлекательно. Ведь Рахманинов с нами навсегда!