Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

«Северная Чернь» – русский путь к совершенству

«Северная Чернь» – русский путь к совершенству

Изделия серебряных дел мастеров из Великого Устюга покорили Европу

Этот светлый, цвета лунного сияния металл во все времена и у большинства народов символизировал благие намерения и чистые помыслы. И если золото оставалось признаком роскоши, богатства, власти, за которое человечество испокон веков вело войны, то серебро символизировало дружбу и равновесие
в отношениях, любовь и спокойствие.
С древних времён его подносили в дар, чтобы подчеркнуть миролюбивый характер и хорошее настроение. Экскурсию в мир серебра проводит известный эксперт ювелирных изделий Олег Колбасов.

Серебро – уникальный металл. Его никогда не бывает много. Причём это свойство было известно во все времена. И сегодня, какие бы украшения к гардеробу ни подобрали, они всегда к месту и, подобно драгоценным камням, эффектно подчеркивают совершенство. По отношению к серебру не скажешь «вульгарно», «вызывающе», «не в тему». Оно всегда к лицу – как королеве: что ни надень, всё подходит. Неслучайно серебро называют металлом королев.

Слова из Ветхого завета сегодня звучат так же актуально, как вчера: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром». Где бы вы ни находились, серебро всегда будет иметь ценность и нести положительный смысл. Прибалтийские ювелиры в металл ограняют янтарь, восточные умельцы – кораллы, а на Руси и Северном Кавказе мастера достигли совершенства в технике чернения по металлу. Созданные в XVII-XVIII веках изделия по праву являются худо-
жественными произведениями, сопоставимыми с легендарными статуэтками и фигурками древних индейских цивилизаций Южной Америки.

Серебряных дел мастера жили повсюду и ценились всегда. Во Флоренции они селились там, куда сегодня стремятся попасть туристы со всего мира, – на мосту Понте Веккьо. На карте мира есть даже страна, носящая имя драгоценного металла, – Аргентина, что в переводе с древнегреческого, собственно,
и есть серебро. Там же, в Южной Америке протекает и «серебряная» река – Ла-Плата. Но основные залежи металла находились севернее – в Мексике, где серебро называли белой глиной.

Эпитетов этому металлу не счесть: Князь Серебряный, Серебряная нить, Серебряный век… Серебро всегда упоминается в контексте лёгкого декора, драгоценного оттенка, которому нет равных в своей неповторимости и уникальности.
В нём отсутствует фальшь, напыщенность, помпезность, блеск. Зато присутствуют те свойства, благодаря которым серебро всегда хранилось в доме: магическая сила защиты и покровительства.

О защитных свойствах серебра известно с давних времён: древние римляне, оберегаясь от варваров, вдоль границ устанавливали серебряные статуи, в средневековой Европе и на Руси серебро защищало от нечистой силы. Поэтому преподнести в дар изделие из серебра почти у всех народов считалось хорошим знаком и тоном: «Из серебра литого вот фигуры: фортуна – в ней 20 фунтов… богиня Венус – в ней все тридцать, – описывает Алексей Толстой
в повести «Царь Борис» церемонию подношения ганзейских купцов русскому царю. – Это птица страус, а вот павлин, вот лев… – всего сто десять фунтов…».

Изделия из серебра всегда оставались
и продолжают оставаться неотъемлемой частью убранства, интерьера человека. В Оружейной палате Московского Кремля собрана коллекция уникальных подарков царской семье из серебра – знаменитый серебряный барс, поднявшийся на дыбы и сдерживаемый цепью, литые кубки, столовые сервизы для императорского двора из Франции.

О том, что столовое серебро придаёт еде неповторимый пикантный вкус, знали ещё наши предки, а вот то, что оно оказывает благотворное лечебное воздействие, доказали учёные. Даже неверующие люди знают об удивительной способности крещенской воды не портиться после того как в неё опустили серебряный крестик. Благодаря своим дезинфицирующим, бактерицидным свойствам серебро используется в фармацевтической промышленности.
По своему губительному воздействию на вредных микробов в организме ему нет равных: дифтерийная палочка на серебряной пластинке погибает на третий день, на медной – на шестой, а на золотой – на восьмой. Более того, эффект противомикробных свойств ионизированного серебра в 3,5 раза сильнее хлорной извести!

Особого внимания заслуживает техника чернения русских ювелиров, изделия которых славятся на весь мир. С конца XVIII века и на протяжении уже третьего столетия они не перестают радовать своей уникальной и неповторимой росписью, в основе которой сплетение цветов, букетов в художественный узор. Порой с помощью черни ювелиры воспроизводят на поверхности своих изделий целые картины – портреты, бытовые сцены, пейзажи. В старину их можно было увидеть на табакерках, часах, а сегодня –
на посуде, брошках, столовых приборах.

Настоящий фурор на Парижской выставке 1937 года произвёл комплект серебряной посуды, расписанный рисунками по мотивам произведений Александра Пушкина и изготовленный на предприятии «Северная Чернь» в Великом Устюге. Автор – художник Чирков – своими работами вернул интерес всего мира к русской традиции обработки и изготовления изделий из серебра – черни.

Чернение – это особый способ обработки драгоценного металла, когда
в один металл вручную вплавляется сплав других металлов. Делается это посредством нанесения рисунка. В данном случае из золота или тёмного серебра. Уникальность изделий «Северная чернь» в неповторимой росписи, выполненной вручную. В основе композиции – цветы, букеты, плоды, сплетённые округлыми линиями листьев
и стеблей в единый узор. Неслучайно посуда, ювелирные украшения, элементы убранства, декора, утварь и другие изделия «Северной Черни» – больше, чем гордость и достояние художественного и декоративно-прикладного мастерства России.
Для каждого иностранца это такой же бренд, как Гжель, Фаберже, Гусь-Хрустальный, а для музея – образец искусства.

Искусство мастеров «Северной Черни» зародилось намного раньше 30-х годов прошлого столетия. Первые находки – изделия из серебра – на территории Великого Устюга археологи датируют X веком. А высшего расцвета серебряных дел мастера достигли намного позже.
В XVII веке небольшой городок, расположенный на торговых путях из Европы в Сибирь, стал центром ремесла. Мастера секреты чернения хранили в тайне и передавали детям, внукам. Так художественный промысел дошёл до наших дней, практически не изменившись. На протяжении столетий изделия приспосабливались к моде, меняли форму и содержание, но тонкий узор, яркий контраст, глубокий тон оставались неизменным символом превосходства, мастерства, богатства. Так же, как и 300 лет назад, все изделия делаются вручную.

Время идёт – мода меняется. Ещё вчера на пике популярности были одни изделия, а сегодня мы их уже прячем в шкатулку, чтобы приобрести другие. Но проходят годы, и мы вновь открываем домашнюю сокровищницу, чтобы достать оттуда спрятанные бабушкой украшения и передать своим детям, внукам…

И так будет всегда, пока жив человек. Красота никогда не увядает.