Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Вагончик тронется…

Вагончик тронется… Ирина Аллегрова. Фото: Елизавета Клементьева / ТАСС. Вадим Самойлов.

Почему наши звёзды в поезде вагону-ресторану предпочитают домашнюю еду в купе

Непременным спутником путешествия на поезде едва ли не каждого из нас является ажурный металлический подстаканник. Под его дребезжание, созвучное стуку колёс, мы общаемся, засыпаем, просыпаемся, провожаем взглядом пейзажи за окном, заводим знакомства. Случись ему заговорить, мы бы услышали немало любопытных историй из жизни пассажиров, державших его в руках. Накануне зимних каникул наш корреспондент отправился в городок Кольчугино, что во Владимирской области, где более века располагается центр производства столовых приборов. А в пути узнал, как коротают время в дороге наши известные музыканты.

На родине подстаканника – Кольчугинском заводе цветных металлов

По дороге, проложенной Витте

Русский государственный деятель Сергей Юльевич Витте (1849–1915). Репродукция портрета работы Ильи Репина / РИА Новости

Для появления этого изящного предмета на нашем дорожном столике понадобился даже министерский указ. В 1892 году документ с формулировкой «для удобства чаепития» подписал министр путей сообщения, легендарный государственный деятель Сергей Витте, ставший позднее председателем Совета министров. С его высочайшего соизволения предмету на прочной основе и в металлическом укладе было приказано долго жить. Он оказался гораздо удобнее кружек и стаканов – как пассажирам, так и разносящим напитки проводникам. – В детстве часто на поезде ездил к бабушке под Тюмень. Чаще всего в плацкартном вагоне, – рассказывает солист группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов. – Как в поезде без чая?! Родители всегда его покупали. Помню проводников с подносами в руках, на которых подстаканники… Когда началась гастрольная жизнь, в дорогу уже отправлялись большой музыкальной семьёй. В пути всегда было много общения. Мне нравилось наблюдать за попутчиками, слушать новые шутки, интересные истории из жизни соседей по купе. Из них складывались новые образы и рождались идеи песен, концертов, клипов.

– «Сказочная тайга» из них?

– Нет, это другая история.

Видимо, говоря словами из песни, «…нам туда дорога…» Особенно если она идёт по Транссибу проложенному Витте.

Путь императрицы

Чтобы лишний раз не попадаться на глаза поклонникам, большинство знаменитостей запасается в дорогу собственным провиантом, предпочитая людному ресторану уединение в собственном купе.

– Не буду называть имён, но многие артисты, музыканты в ресторане питание не заказывают, а берут с собой всё «домашнее». Предпочитают эксклюзив, – рассказал Владлен Карартынян – начальник «курортного» состава, курсирующего из Москвы в Адлер.

С чайком в дороге всегда горячее!

Но автор этих строк однажды оказался в одном поезде с участниками шоу «Ледниковый период». В двадцатых числах декабря артисты направлялись с новогодней программой в Киев. Именно в вагоне-ресторане звёздный состав в полном сборе коротал дорогу за очень популярной в допланшетные времена игрой «Крокодил». Юлия Ковальчик жестами и мимикой пыталась раскрыть смысл уже не помню какого слова. Анастасия Заворотнюк сидела за одним столиком в обнимку с Петром Чернышовым, от чего стало ясно, что слухи о романе фигуриста и артистки, которые муссировала тогда пресса, оказались не лишены оснований. В вагоне стоял весёлый шум и звёздные пассажиры совершенно не чурались ресторанного меню. Правда, ограничивались лёгкой закуской и безалкогольными напитками. Дело было ещё до кризиса в отношениях между Россией и Украиной. Как только поезд прибыл на границу, артисты послушно последовали объявлению разойтись по купе для таможенного досмотра и паспортного контроля…

А вот Ирина Аллегрова как подобает «Императрице», на гастроли отправляется в собственном вагоне, на кухне которого со снедью управляется личный шеф-повар. При этом народная артистка хорошо известна своими кулинарными способностями – с детства любит готовить и всегда считала, что настоящая женщина в своём дамском арсенале средств очарования должна иметь несколько фирменных рецептов.

Позолота от скуки

Через три с половиной часа я в центре производства – на Кольчугинском заводе цветных металлов во Владимирской области, где с конца 19-го века изготавливают подстаканники. В основе каждого латунь или медь. Первая дороже, вторая, естественно, дешевле. Вначале прессуют листы, далее закручивают их в цилиндры. Шов на стыке мастера запаивают вручную, затем на пресс-машине также вручную загибают нижнюю часть корпуса, формируя поддон, после чего выплавляют ручку будущего подстаканника. Далее в работу включаются художники-дизайнеры. Анатолий Алёшин – представитель профессиональной династии в третьем поколении: на заводе трудились его родители, бабушка и дедушка. В этих мастерских родились сюжеты: «Три богатыря», «Витязь на распутье», «Охотники на привале», «Балерина», «Геодезист», «Олимпийский мишка», «Охотники», «Рыбаки». Когда рисунок нанесён, металл никелируют, серебрят или золотят: в среднем на 100 подстаканников уходит 400 грамм золота. С такими штучками в дороге не заскучаешь и романтикам будет, чем любоваться. Как поёт группа «Машина времени»: «В добрый час, друзья, в добрый час!»

Фото: Александр Северкин