Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Из грязи в князи

Из грязи в князи На переднем плане стол, скамья, стулья по народным мотивам голландского дизайнера Инеке Ханс из серии «Уличная мебель». Поверхность столешницы и сидений воспроизводит зернистую структуру дерева

В Третьяковской галерее на Крымском Валу пластик предъявил свои новые грани – от имитации до искусного воспроизведения

Все представленные экспонаты – предмет вторичной переработки изделий из того же пластика. И в этом особенность выставки. По сути, она предъявляет собранную на свалке синтетику, которая в умелых руках дизайнеров и изобретателей обрела вторую жизнь – изящную, изысканную, достойную галерей не меньше, чем изделия из натурального дерева, камня или драгоценного металла. Имитация столь совершенна, что от природного материала отличить возможно, пожалуй, только после тщательной экспертизы.

Открывает экспозицию галерея мягкой мебели – яркие в расцветке, обшитые тканью кресла и софа, сделанные на 95 % из переработанных синтетических материалов. Обивка из вторичного полиуретана, причём из отходов производства.

софа (1).jpg Софа голландца Петера Ван де Ватера сделана на 95 % из переработанных синтетических материалов: проект удостоен премии iF design awards 2019 в номинации «Лучший продукт»

Голландский мастер Дирк Ван Дер Коой представляет пластиковые стулья. Дизайнер использует тот же метод, что и кондитеры при украшении торта. Только вместо крема свой «кондитерский» шприц заправляет разгорячёнными и расплавленными панелями приборов автомобиля или внутренними деталями холодильника. Мастер создаёт не просто стул, а стильный элемент, который удивительным образом создаёт иллюзию бесконечных линий. Если приглядеться, вы не обнаружите у этой «кремовой полоски» ни начала, ни конца. В сложной конструкции «сколько верёвочке ни виться, а конца всё-таки не будет»...

В этом стуле голландца Дирка Ван Дер Кооя сколько пластиковой верёвочке ни вейся, а конца не увидите

Голландцы вообще удивительные аккуратисты, не перестающие удивлять весь свет своим бережным отношением к окружающей природе. Пока весь мир слетается в Амстердам, чтобы побродить по местам +18, сами горожане в выходные дни чистят свои многочисленные каналы от бутылок, крышек и другого мусора. Неспроста говорят: там, где плывут голландские корабли, чайки не летают. А советник по культуре посольства Нидерландов в России Янет Веррейзер на открытии выставки призналась, что у самой целая коллекция сумок из переработанного пластика.

Кстати, о сумках... Художники из Цюриха братья Фрайд долгое время не могли найти для своих картин подходящую сумку. Важно было, чтобы картины в ней не только поместились, но также не промокли и не помялись. Поиск продолжался до тех пор, пока однажды парни не обратили внимания на тенты проезжавших мимо грузовиков. Прочный синтетический брезент оказался тем самым надёжным материалом. Поразмыслив, братья сначала сделали вместительную авоську для себя, а потом наладили из отжившего срок материала массовое производство дорожных аксессуаров – сумок, рюкзаков, портмоне, борсеток, кошельков. Наверное, в этом прогрессивный подход к решению проблемы – дать вторую жизни материалу, который в воде не тонет, в огне не горит.

сумки (1).jpg Справа линейка сумок братьев Фрайд из тентов грузовиков

Представленный на выставке стул «111» сделан из соответственного количества пластиковых бутылок. А теперь прибавьте среднюю массу одной полуторалитровой – 42 грамма, и мы получим вес изделия чуть больше полукилограмма. С таким стулом через плечо можно хоть по городу гулять. Ценители искусства решат – дешёвка. Не тут-то было! Австрийские дизайнеры устроили уличный перформанс: каждый прохожий мог унести стул с собой. Кроме того факта, что их быстро разобрали, стулья тут же приобрели популярность в венских кафе и магазинах. Как уточнила куратор выставки Ольга Дружинина, ныне и среди клиентов Венецианского биеннале.

стулья (1).jpg Образцы стула «111» в центре снимка красного, тёмно-серого и светло-серого цветов. В разгар Второй мировой войны американская компания спроектировала его для ВМС США. До XXI столетия его изготавливали из переработанного алюминия. В 2010 году, чтобы уменьшить число попадающих на свалки пластиковых бутылок, компания Coca-Cola предложила создать новую модель из современного вторсырья. Так появился аналог из пластика, произведённый из 111 бутылок. С момента презентации продано более 270 тыс. стульев. Переработано около 30 млн бутылок

Кто-то воскликнет: «Фантастика!» Так и есть. Потому и выставка называется «Фантастик Пластик». Она будто специально развернулась, чтобы доказать известный принцип: всё гениальное просто. Табурет, в котором можно хранить дрова для камина в загородном доме, или представленный в экспозиции обычный на первый взгляд скейтборд. На самом деле «доска» произведена из 3 м² потерянных или брошенных в море рыболовных сетей. Именно они составляют 10 % всего пластикового мусора в океане.

скейт (1).jpg В этой «доске» скейтборда 3 м² потерянных или брошенных в море рыболовных сетей

«Пластик сам по себе не проблема – гласит один из слоганов выставки, взятый из цитаты ведущего дизайнера современности Россаны Орланди. – Проблема в том, как мы его используем». «Фантастик Пластик» демонстрирует новые возможности совсем юного по меркам человеческой цивилизации материала. Первые изделия из пластмассы появились в послевоенные 50-е годы прошлого века. За 70 лет синтетическому материалу не нашлось места разве в желудке, хотя именно с пластиком мы даже сравниваем невкусную еду. Меньше чем за век человечество произвело 6 млрд тонн синтетических материалов. А вот переработано из них всего 9 %. Остальные 91 % покоятся на мусорных полигонах или дрейфуют вдоль берегов морей-океанов. И пока экологи бьют тревогу, а министры гадают, что с этим делать, передовые дизайнеры и изобретатели находят применение пластику в новых формах и совершают настоящие открытия. В первой трети XXI века главными достоинствами материала стали не практичность и демократичность, а технологическая универсальность и, как говорят специалисты, эстетическая вариативность – возможность имитации дерева и камня, производства матовых и прозрачных объектов. Все экспонаты выставки в этом смысле демонстрируют свои фантастические возможности – визуально отличить мраморный стол от образца, изготовленного с вкраплениями цветного пластика, имитирующего мрамор, практически невозможно. А пластиковый стол со стульями смотрятся в саду настолько естественно, что даже при ярком свете их невозможно отличить от массива из морёного дуба даже на ощупь. Дешевизна и практичность на выставке поданы уже под другим углом зрения – эстетического удовольствия и даже, если хотите, наслаждения. Возможно, глядя на эти предметы, у кого-то из посетителей взыграет творческая мысль и из обычного отхода захочется создать неповторимый предмет, достойный царских палат.

финал (1).jpg Песочные часы английского дизайнера Броди Нила. Своей работой художник говорит о том, как мало времени у нас осталось, чтобы спасти планету и не оказаться на пляже, где вместо нежного песка океанский микропластик, которым наполнены часы.

Фото автора