Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Вкусы и радости Георгия Гараняна

Вкусы и радости Георгия Гараняна

Жена Георгия Гараняна Нелли Закирова рассказала, как в 7 лет знаменитый саксофонист и дирижёр влюбился в серенаду солнечной долины

Она в четвёртый раз провела самый детский джазовый фестиваль «Крошка Джаз». На одной сцене собрала самых маленьких поклонников жанра. Среди них конкурсанты ТВ-проекта «Голос. Дети», популярный детский музыкальный театр «Домисолька», сын Валерия Золотухина – Иван. Всё неспроста. Ведь сам маэстро начал прокладывать дорогу к большой сцене совсем маленьким…

Нелли Закирова: Дети очень разные

– Нелли, как же маленькие виртуозы управляются с такой сложной музыкой? Где вы их находите? По какому принципу отбираете участников?

– Обзваниваем школы, выезжаем, знакомимся, прослушиваем. Главное, у ребёнка должен быть свой репертуар из интересных зрителям мелодий. И не важно, сколько ему лет. Наша участница Алиса вышла на фестивальную площадку в 6 лет. На этот раз будут играть на саксофоне 8-летние ребята из Звенигорода. Другое дело, когда ребёнку исполняется 14, а он всё равно хочет участвовать, потому что раньше не играл джаз. Вот тогда начинаю сама себя уговаривать – мол, в джазе он пока что крошка. Можно попробовать…

– Волнуются?

– Дети очень разные. Кто-то может нотки перепутать или забыть, а есть и прирождённые артисты. Вести программу пригласили актрису театра на Таганке Ирину Линдт, которая представит своего сына Ивана Золотухина. Он, оказывается, поёт джаз. Также будет участник проекта «Голос. Дети» Илюша Барков. Впервые мы вышли за пределы городской площадки. Нашими гостями будут ученики Звенигородской детской музыкальной школы. Также для меня стал открытием детский ансамбль саксофонистов «Black and White». Руководитель Олеся Бородина смогла сохранить группу после того как прежние участники повзрослели. Ребята выступят обновлённым и помолодевшим составом.

– Вместе с детьми в фестивале будут участвовать уже состоявшиеся исполнители?

– Выступит обладатель гран-при Первого московского конкурса джазовых вокалистов Алина Ростоцкая, участница проекта «Голос» Мари Карне. Обе очень гибкие и талантливые исполнительницы. Ансамбль «Мелодия» завершит фестиваль программой «Проверено временем». В ней произведения из советских кинофильмов прозвучат в лучшей до сегодняшнего дня джазовой аранжировке Георгия Гараняна.

– Говорят, что джаз – музыка не для всех. Вы задавались вопросом, какие дети играют джаз?

– Это не зависит от жанра. Приведу пример из жизни. Когда работала заместителем директора детской школы искусств, мы проводили акцию «Ночь музыки». Забегают к нам с улицы мальчишки:

– Где Вася?

– Какой?

– А он здесь на барабанах играет…

Понимаете, их не родители привели – они сами пришли. И кто-то из них обязательно скажет: «Я тоже хочу играть, как Вася». Дети, повторю, разные. Проблема в том, что многие не получают того, чего хотят. Ребёнок идёт на саксофон, а учителя-саксофониста нет, и ему предлагают учиться играть на трубе. Он раз сходил и больше не возвращается. Иногда ученик не находит взаимопонимания с учителем. Прекрасно помню, как отдала своего ребёнка на флейту, а мне звонят из школы и спрашивают: «Почему Вероника не ходит на занятия?». Как?! А дочь говорит: «А он всегда в сером костюме». Что на это ответить?

– Вопрос как к жене классика нашего джаза: откуда идея детского фестиваля под эгидой фонда Георгия Гараняна? Как складывались отношения у самого Георгия Арамовича с детьми?

– Дело в том, что Георгий работал на сцене с детьми, многие из них стали музыкантами: Валентин Майоров, биг-бэнд «Блюзтон» под управлением Евгения Волошина, Мари Карне… В 2009 году он провёл первый молодёжный фестиваль «Играем джаз с Гараняном», на котором собрал повзрослевших учеников. Но, увы, больше не успел… Решила, что фестиваля больше не будет, как мне в следующем году предложили продолжить начатое дело. Согласилась и у нас получилось. А 4 года назад под крылом фестиваля решили организовать «Крошку Джаз». Идея заключалась в том, чтобы играть для публики, а не для себя, как прежде делали многие джазмены. Сам Георгий часто говорил: «В клубе музыкантам можно самовыражаться. Там за разговорами едят, пьют и мало обращают внимания на музыку. На большом концерте всё иначе. Хочу играть музыку, которая нравится всем. Не вижу в этом ничего плохого». Он составлял понятную программу, продвигал популярную музыку, приобщал к джазу с помощью проверенных произведений. Поэтому у него единственного из джазовых музыкантов был абонемент в Московской консерватории. Этой же концепции мы и стремимся придерживаться: просто, понятно, беспроигрышно.

В гостях у джаза Леонид Якубович

Уволили, потому что лучше всех

– Родители Георгия Арамовича далеки от музыки: отец – инженер, мать – учительница… С чего начался его джаз?

– В сентябре выходит книга, в которой я попыталась описать, с чего начался путь Георгия Гараняна именно в джаз. В 7 лет он увидел фильм «Серенада солнечной долины» и просто в него влюбился: пересматривал, чтобы запомнить манеру, поведение музыкантов, рассадку… И быстро понял, что без джаза его дальнейшая жизнь невозможна. Мама, учительница начальных классов, договорилась с соседкой, преподавательницей музыки, чтобы та с ним занималась за стирку белья… Другой возможности в семье не было. Но уроки продолжались недолго. Георгий так спешил всё выучить, что без ведома педагога стал играть сложнейшие сочинения. Нагрузка оказалась непосильной. Специалисты в таких случаях говорят «заиграл руки». Учительница схватилась за голову: «Катастрофа!» и отказалась с ним дальше заниматься. А он продолжил учиться самостоятельно. Так что музыкальной школы он не заканчивал. Когда его, уже знаменитого музыканта, пригласили на телепередачу, чтобы он сказал несколько хороших слов в адрес школы, он, наоборот, обескуражил ведущую своим ответом: «А зачем они (школы – Ред.) нужны?». Понимаете, он во всём был самоучкой. В 70 лет мне сказал: «Знаешь, во сне приснилось, будто забыл дифференциальное и интегральное исчисления. Сходил в библиотеку, восстановил». Он и английский самостоятельно выучил: 6 лет ничего на русском не читал. Когда мы с ним познакомились, моя 8-летняя дочь Вероника устроила ему экзамен: показала портреты русских писателей, из которых он узнал всех, кроме Державина. Потом проверила, как он решает математические задачи и устроила викторину по английскому. Только после успешной сдачи их отношения наладились.

На фестивале поют и играют то, что нравится всем

– 15 августа Георгию Арамовичу исполнилось бы 82 года. Как он относился к дням рождения, юбилеям, праздникам?

– Никак. Сначала удивлялась тому, что в мой день рождения мог уехать на гастроли или давать концерт, а потом перестала, потому что у самой работа такая. На телевидении (Нелли – журналист и телеведущая – Ред.) было обычным делом в день рождения отправить на задание: «По этому поводу дарим тебе отличную съёмку!» Недавно коллеги предложили сделать о Георгии фильм. Мол, жалко, что он о себе его не снял. Другие снимали. Но Георгий не стал бы снимать фильм о себе самом. Когда его показывали по ТВ, он из комнаты выходил. Жора не любил пересматривать фотографии. Даже не припомню, чтобы рассказывал, где вырос, какую школу заканчивал. Знаю, что в районе Проспекта Мира. Свою музыку играл очень редко. Как-то спросила: «Почему?». Он ответил: «А зачем?». Георгий был очень скромным человеком.

– Мог дома сыграть что-нибудь под хорошее настроение? Для души?

– Знаете, у него другие радости были. Он любил технику, музыкальную аппаратуру. У него была и никуда не делась звуковая студия. Очень любил ездить на Горбушку. В Нью-Йорке, буквально, жили в музыкальных магазинах. Так что для него отдых – это не значит сыграть что-нибудь для души. Более того, когда я работала на компьютере и включала музыку, он заходил и просил её выключить.

– Почему?

– Начинал прислушиваться, разбирать, раскладывать по полочкам... Я ведь с ним перестала ходить в музыкальные театры. Как-то пришли, а он мне говорит: «Слушай, давай уйдём? Не мучай мои уши». Не дай бог оркестр сыграет что-то не так… А если, наоборот, очень хорошо, не сдержит эмоции и обязательно побежит за кулисы. Он очень любил музыкантов. Иногда ездил на метро. Как-то приехал обескураженный. Прочитал объявление: «Требуется помощник машиниста. Зарплата 24 тыс. руб. Срок обучения – 3 месяца». Говорит: «Представляешь?! А мои музыканты учатся 15 лет – сначала в школе, потом в институте, оркестре… И получают 3-4 тысячи».

Биг-бенд Георгия Гараняна

– В советские годы иностранная пресса о Гараняне сообщала и писала только в восхитительной манере. Его музыку регулярно транслировали «Голос Америки», «BBC». А на родине он был невыездным, уволен из Оркестра Олега Лундстрема. Почему?

– Об увольнении он узнал случайно, в разговоре с заместителем министра. Тот ему сказал: «Ты же, вроде, уволен». А в 1973 году вообще распустили весь оркестр Вадима Людвиковского. На аргумент автора «Катюши» Матвея Блантера – «Это замечательный оркестр, их даже Би-Би-Си передает» – руководитель Гостелерадио Сергей Лапин ответил: «Вот поэтому они нам и не нужны». Знаете, Георгий был независимым человеком. Потому стал невыездным. Видимо, боялись, что не вернётся. Как-то в сердцах мне сказал: «Меня 9 лет не выпускали, когда был в самом расцвете и требовали в разные страны… Представляешь, как было обидно?!». Как-то при мне ему позвонили из администрации президента и попросили подписать какое-то письмо. Он сказал: «Знаете, в жизни не подписал ни одного письма и очень этим горжусь: давайте не будем нарушать эту традицию». А на него писали доносы и за спиной злословили. Директор Оркестра Лундстрема не переставал использовать его имя и продавать оркестр с Гараняном уже после того, как Георгий прекратил там работать. И когда менеджеры и изумленные зрители спрашивали: « А где Гаранян?» – он говорил, что Гаранян очень необязательный человек. Каково было Георгию? Он был отличником и никогда никого не подводил. Моменты предательства он тяжело переживал.

Всё делал со вкусом

– Музыка в его исполнении звучит в культовых советских фильмах – «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Ирония судьбы…», «12 стульев», «Рецепт её молодости», «Ну, погоди!»… Что он рассказывал о работе за кадром?

– Он всегда говорил, что фильм долго снимают и меньше всего времени оставляют композитору со словами: «Теперь вся надежда на тебя». Но он работал быстро. Его позитивный характер, чувство юмора помогали. Кстати, раньше почему-то в титрах не всегда было принято писать имена композиторов, исполнителей, аранжировщиков. Меня саму удивил этот факт, когда смотрела недавно «Ну, погоди!». Там нет имен композиторов, только музыкальный редактор.

– Возглавляя «Мелодию», Гаранян записывал песни с Высоцким, Гурченко… В «Бриллиантовой руке» Андрей Миронов под его саксофон на палубе пел и отплясывал «Остров невезения в океане есть…». Как у Георгия Арамовича складывались отношения с известными артистами? С ними было сложно?

– Они же трудоголики. Когда такие люди находят друг друга, наоборот, всё складывается как надо. Ничего сложного он не вспоминал. С Андреем Мироновым они были большими друзьями. В память об этом дома хранится пластинка с автографом Андрея «Живём и ценим дружбу». Высоцкому он сделал первую нотную запись произведений. До этого было только французское издание. Георгий часто вспоминал, как во время этой работы Владимир Семёнович во время перерыва просто садился и пел свои песни. Это было незабываемо. Фильм «Рецепт её молодости» признали лучшим музыкальным фильмом 1985 года. Людмила Гурченко играет главную роль. После выхода картины на экраны вся Москва судачила о том, что у них был роман… Не знаю, так ли это было на самом деле. Мы тогда не были знакомы. Понимаете, они все были работягами. Жора выказывал большое почтение людям, которые добросовестно относились к работе. Он не выносил тех, кто халтурит. Однажды новогодний концерт пошёл не по сценарию, который был перед глазами Георгия. Всё перепутали. Стало совершенно непонятно, кто, когда и что будет петь и играть. Он мне тогда сказал: «Боже мой! Как же люди могут так недобросовестно относиться к собственному куску хлеба!»

В центре Георгий Арамович и Святослав Бэлза. Первый слева Денис Мацуев

– Среди тех, с кем посчастливилось работать, у него были настоящие друзья? Он относился к тому типу, кто изливает душу? Всё-таки джаз – музыка откровения.

– Он дружил со Святославом Бэлзой – соседом по квартире и даче. Недавно не стало Арсения Игоревича Лобанова – лучшего советского аукциониста. Они были близкими друзьями. Но не помню, чтобы он жаловался. Его единственной задачей и проблемой было накормить оркестр. Часто работал и оставался без гонорара, потому что организаторам концерта денег хватало только музыкантам коллектива. В чём-то уступал другим людям, что меня даже удивляло. Он считал себя рабочим человеком. Остальное – непринципиальная суета. Нельзя сказать, что от этого как-то страдало его самолюбие. Когда после перестройки не стало концертов, развалилась система, Никулин пригласил его дирижёром Московского цирка. Георгий вывел оркестр на совершенно новый уровень. К нему стали поступать предложения из-за рубежа. Была свидетельницей того, как предлагали контракты, а он отказывался – они ему были не интересны. Если условия не выгодные, не соглашался. Георгий умел зарабатывать.

Со Святославом Бэлзой они были друзьями и соседями

– И любил, наверное, комфортную жизнь…

– Он жил качественно – красиво одевался, вкусно ел, покупал добротную аппаратуру. Как-то заметила, что дорого. Он ответил: «Не думай, сколько тратишь, думай, как заработать». Георгий всё делал со вкусом. Друзья до сих пор не могут повторить его фирменный салат, хотя в нём несложные ингредиенты – помидоры, огурцы, лук... Но он так, не перемешивая, слоями раскладывал по тарелкам, что блюдо и сейчас не могут воссоздать.

– На него можно было положиться?

– Однажды пьяная шумная компания ночью развернула мою машину перпендикулярно дороге. Два колеса на тротуаре, два – на проезжей части. Я позвонила ему, и он запретил в неё садиться. Пришёл, осмотрел, завёл, немного проехал и только потом разрешил сесть за руль. Это был момент, когда убедилась, что со мной настоящий мужчина.

– Но цветы не дарил?

– Никогда не испытывала недостатка в цветах, потому что их ему дарили на концертах. Я прагматичный человек. Для меня цветы – не показатель отношений. Очень многие мужчины дарят цветы и ведут себя подло. Георгий был благородным человеком и никогда не был жлобом.

– В оркестре Олега Лундстрема среди бывших шанхайских эмигрантов он стал первым советским музыкантом. Маэстро, когда прощался с коллективом, в знак преемственности передал Гараняну свою дирижёрскую палочку. Какова её судьба?

– Самое интересное, что во время того знаменательного концерта палочки не оказалось. Пришлось срочно выпиливать из деревянной вешалки в гардеробе. Только потом Олег Леонидович на глазах публики её передал. Но Георгий никогда не дирижировал палочкой. После его смерти мы провели на фестивале аукцион – не из-за денег, а ради интересной акции для зрителей. Продали за символическую сумму – 3-5 тысяч рублей. Зато теперь она для кого-то служит хорошим напоминанием о большом человеке и музыканте.

Фото: Олеся Бобровская; из архива Нелли Закировой