Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

В атмосфере «Чистого звука»

В атмосфере «Чистого звука» За роялем Александр Гиндин в сопровождении оркестра театра «Новая Опера»

В России впервые прошла торжественная церемония вручения премии в области звукозаписи российской академической музыки

На прошедшем в Москве по инициативе и под эгидой Российского музыкального союза конкурсе «Чистый звук» были объявлены лучшие аудиозаписи произведений российских композиторов в разных жанрах академической музыки, созданные в последнее время. Кульминацией события стала церемония награждения с сопутствующим ярким гала-концертом.

Музыка без слов

Праздничному вечеру предшествовали мастер-классы, лекции, дискуссии. Площадка Центра международной торговли на Красной Пресне накануне церемонии стала эпицентром притяжения для лучших звукорежиссёров, продюсеров, педагогов, исполнителей, композиторов, работающих в академической музыке. В течение двух дней здесь проходил симпозиум «Индустрия звукозаписи академической музыки», на котором собрались ведущие специалисты в области современной звукозаписи. Мастерством и опытом делились начальник службы звукозаписи Московской филармонии Павел Лаврененков, ведущий звукорежиссёр Мариинского театра Владимир Рябенко, основатель звукозаписывающей компании Floating Earth Ltd, обладатель Grammy, Gramophone, BAFTA Майк Хэтч, звукорежиссёр Teldec, Sony, Warner Classics, неоднократный обладатель Grammy и Gramophone Михаэль Брамманн. Увлекательные лекции и мастер-классы наглядно продемонстрировали, что вопреки стремительному техническому развитию ключевой фигурой в области звукозаписи остаётся человек. Именно его талант и опыт играют главную роль в создании качественного проекта. Для успешной работы звукорежиссёру требуется множество знаний и навыков, без которых невозможно грамотно организовать процесс звукозаписи. Было отрадно видеть в числе активных слушателей молодых людей, увлечённо постигающих азы звукорежиссёрского мастерства.

Председатель гильдии звукорежиссёров РМС Мария Соболева

О роли средств массовой информации в индустрии звукозаписи говорили главный редактор информационного агентства Intermedia Евгений Сафронов, основатель информационного агентства «Музыкальный клондайк», основатель и генеральный директор агрегатора фестивалей «Арт-Центр Плюс», член Российского и Международного союза журналистов Елена Лащенко, главный редактор портала «Культуромания» Пётр Власов и заместитель программного директора радио «Орфей» Роман Берченко. Главный редактор журнала «Музыкальная жизнь», доктор искусствоведения, профессор МГК Евгения Кривицкая отметила, что в области современной академической музыки практически отсутствует система освещения и продвижения звукозаписывающей индустрии. В секции «Музыкальное продюсирование» саундпродюсер, тонмейстер Баварского радио Экхард Глаухе рассказал об особенностях музыкального продюсирования в Германии, а основатель музыкального лейбла StartUpMusic Валерий Дробыш – о современных способах продвижения музыкальных проектов. Руководитель проектов артистического агентства Primavera Consulting Елена Яковлева и продюсер Елена Харакидзян сетовали на отсутствие современных Мамонтовых и Морозовых. Артистический менеджер и писатель Лев Гинзбург поделился своим уникальным опытом, накопленным за полвека работы с российскими и зарубежными артистами. Музыкальные критики под руководством теле- и радиожурналиста Йосси Тавора, при участии главного редактора журнала «PianoФорум» Марии Брокановой, музыкального критика и члена Экспертного совета Московской филармонии Ильи Овчинникова, пресс-секретаря Московской филармонии Наталии Сурниной обсудили причины дефицита в области профессионального рецензирования аудиозаписей академической музыки и роль социальных сетей в их продвижении.

Семинар от звукорежиссёра из Великобритании Майка Хэтча

Мировой подход

Спикерами на коммуникативной площадке «Бизнес-решения и авторское право в индустрии звукозаписи» выступили директор УПРАВИС Эрик Вальдес-Мартинес, генеральный директор «Студии Союз» Александр Бочков, основатель, продюсер и руководитель звукозаписывающей компании Fancymusic Сергей Красин, вице-президент Ассоциации IPChain Григорий Туринцев, начальник отдела цифрового маркетинга компании «Первое музыкальное издательство» Ксения Аксёнова, менеджер по работе с артистами фирмы «Мелодия» Марина Безрукова, заместитель заведующего Многофункциональным учебно-производственным центром звукозаписи и звукорежиссуры МГК Евгений Платонов. Участники обсудили национальный музыкальный рынок, поделились опытом создания музыкальных компаний, выявили особенности развития академической музыки в аспектах цифровой глобализации. Дискуссии под управлением модератора, председателя Гильдии звукорежиссёров РМС Марии Соболевой, посвящённые концертной режиссуре и профессиональному образованию в области звукорежиссуры, собрали за одним столом сотрудников крупнейших концертных площадок и преподавателей ведущих вузов страны. С одной стороны мастера «звука» – звукорежиссёры Большого театра, Московской филармонии, Московской государственной консерватории, джазовых и эстрадных коллективов. С другой – профессионалы в области подготовки кадров: преподаватели Российской академии музыки имени Гнесиных, Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, Московского института культуры, Института современного искусства, Самарского государственного института культуры, Нижегородской государственной консерватории имени Глинки. Участниками дискуссии были рассмотрены основные проблемы подготовки профессиональных кадров в области звукорежиссуры академической музыки, стандарты образования, современные методы работы на концертных площадках. На прошедших в рамках симпозиума мастер-классах представители компаний Yamaha (Япония), «Октава» (Россия), «НикФи» (Россия), «Неватон» (Россия), Simple Way (Латвия), Sennheiser (Германия) познакомили слушателей с последними техническими новинками. Серия специализированных мастер-классов прошла также в Московской государственной консерватории имени Чайковского и студийном комплексе «Синелаб».

Мастер-класс немецкого звукорежиссёра Михаэля Брамманна

Средь шумного бала

Церемонию награждения лауреатов премии «Чистый звук» в зале Московского театра «Новая Опера» сопровождал красочный концерт. Звучали «Ноктюрн» Петра Чайковского, «В подражание Альбенису» Родиона Щедрина, сцены из оперы «Евгений Онегин», хор Свиридова «Любовь святая». На сцене выступили Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы», певица Любовь Петрова, пианист Александр Гиндин, виолончелист Борис Андрианов, вокальный ансамбль Intrada. Юный пианист Иван Чепкин и цимбалист Дмитрий Колотило удивили публику виртуозным исполнением произведений Сергея Рахманинова и Григория Зайцева. Завершили концерт фортепианный дуэт Людмилы Берлинской и Артура Анселя изящной парафразой Цфасмана на мелодии из кинофильма «Сердца четырёх» и оркестр театра «Новая Опера» величественным «Полонезом» из «Евгения Онегина» Петра Чайковского. А между номерами на протяжении вечера на сцену за наградами поднимались победители в восьми номинациях: «Симфоническая музыка», «Опера», «Хоровые произведения», «Камерная вокальная музыка», «Камерная инструментальная музыка (ансамбль)», «Камерная инструментальная музыка (соло)», «Концерт для инструмента с оркестром» и «Издание архивной аудиозаписи».

Лауреат первой премии в номинации Архивная звукозапись, звукорежиссёр и исполнительный продюсер Евгений Платонов и главный приглашённый дирижёр Екатеринбургского оперного театра Оливер Дохнаньи

Лауреатами первой премии стали записи произведений не только признанных классиков XX века Прокофьева, Метнера, Мясковского, Свиридова, Бориса Чайковского, но и наших современников – Подгайца, Чекалина, Раннева. Наряду с прославленными коллективами – Российским национальным оркестром под управлением Плетнёва, Государственной академической хоровой капеллой России имени Юрлова, Московским камерным оркестром «Времена года» под управлением Владислава Булахова – награды удостоились молодые исполнители: Никита Борисоглебский (скрипка), Екатерина Державина (фортепиано), Ольга Соловьёва (фортепиано), Илья Кузьмин (баритон), вокальный ансамбль N’Caged. Были отмечены работы звукорежиссёров Ильи Донцова, Полины Белецкой, Анастасии Хлыстовой, Геннадия Папина, Виктора Осадчева. Среди лучших лейблов были названы Fancymusic, «ЮсбЛабс», Moscow Conservatory Records.

Лауреатов и обладателей первых премий из 150 аудиозаписей – участников конкурса выбрало профессиональное жюри. В его составе ректор Московской государственной консерватории Александр Соколов, генеральный директор Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ирина Герасимова, президент Немецкого музыкального совета Мартин Мария Крюгер, директор Московского театра «Новая Опера» Дмитрий Сибирцев, главный приглашённый дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета Оливер фон Дохнаньи и другие деятели культуры и ис-кусства. Председатель – художественный руководитель Московской государственной филармонии, профессор Московской государственной консерватории, народный артист России Александр Чайковский.

– Запись академической музыки – это уникальный сплав работы композитора, исполнителя и звукорежиссёра, который заслуживает самой высокой оценки, – отметил в своём обращении к победителям Александр Соколов. Лучшие определены. Премия вручена. Новый конкурс показал – российскому музыкальному сообществу, как и прежде, есть что предъявить слушателю – зарубежному и отечественному. Значит, через два года нас ждёт очередной парад музыкантов и звукорежиссёров, к которому РМС уже начинает путь.

Фото: пресс-служба РМС