Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Юрий Башмет: жить там, где сцена

Юрий Башмет: жить там, где сцена

Дирижёр и музыкант, сопредседатель Совета РМС отмечает 30-летие своего оркестра «Новая Россия»

Он первый музыкант в истории, доказавший возможности альта как солирующего инструмента. В 1991 году удостоен звания народного артиста СССР, в 2008-м со своим камерным ансамблем «Солисты Москвы» получил премию «Грэмми» за запись музыки Сергея Прокофьева и Игоря Стравинского.Стал первым российским музыкантом в мировой истории, который дал сольные концерты на альте в Карнеги-холле, Ла Скала, лондонском Барбикане, Берлинской филармонии, токийском Сантори-холле… Его наград и званий хватит, пожалуй, на оба оркестра, которые он возглавляет...

Коллегиальная дружба

Несмотря на пандемию, он активно вовлечён в творческую жизнь. И хотя в гастрольном турне Всероссийского юношеского симфонического оркестра по городам России его заменял Фредди Кадена из Эквадора, он следил за трансляциями онлайн. А 7 ноября сам выступил с мастер-классом в Детской музыкальной академии стран СНГ и Балтии, которая проходила в рамках проекта «Юрий Башмет – молодым дарованиям России».

– За 10 лет работы, как открыта наша академия, обучение в ней прошли более 800 одарённых детей. Этот год особенный, но, несмотря на сложности, есть и положительные моменты. Занятия, творческие встречи и мастер-классы транслируются в режиме онлайн. Он даёт возможность присоединиться к ним вне зависимости от местонахождения. Такая коллегиальная дружба учителей и учеников – наша общая победа. Впервые в академии проходили занятия по целому ряду новых специальностей: к струнным и деревянным духовым инструментам добавились труба, валторна и народные инструменты. По-моему, такие мероприятия, которые проводятся не только в разных городах России, но и в других странах, – хорошая площадка для того, чтобы найти новые таланты. Благодаря им юные музыканты получают билет в будущее.

...Конечно, в его детстве подобное трудно было представить. А пойти получить урок не у своего педагога считалось вообще неэтично.

На подъёме

Юрий Абрамович уверен, что музыкальный слух есть у каждого – он даётся от природы при рождении, так же как зрение или слух. Просто его надо «поймать и развить».

– Если вам нравится какое-то произведение, хоть одна песня, это уже значит: вы слышите, – убеждён он. – Когда меня мама привела поступать в музыкальную школу, ей сказали, что у меня нет… слуха. Но чувство ритма превосходное!

…Родители были далеки от музыки: мама – филолог, отец трудился инженером на железной дороге. Когда Юре исполнилось пять, семья перебралась на Украину, во Львов, где мальчик поступил в школу и в это же время начал заниматься музыкой, играть на гитаре. Уже тогда в его жизни появились The Beatles.

– Я даже приобрёл соответствующий инструмент – гитару «Вокс», как у самого Харрисона, – вспоминает Юрий Абрамович.

Родители всячески поддерживали рвение сына и, определив его в музыкальную школу, подарили ему первую в жизни скрипку, скромненькую – за 9 рублей 25 копеек. Но мест в классе скрипки не оказалось, и преподаватели предложили юному ученику освоить альт. Перспектива изучать совершенно незнакомый инструмент Юрия не напугала. Более того, вскоре юный музыкант уже принимал участие в республиканском конкурсе в столице Украины, окончательно утвердившись в правильности выбора.

В 9-м классе Башмет уже играет в симфоническом оркестре, в 1971 году поступает в Московскую консерваторию, а через год приобретает свой первый альт, причём знаменитого итальянского мастера Паоло Тесторе:

– История покупки довольно случайна. Я его приобрёл за 1500 рублей. По тем временам - как половина запорожца, которые я заработал, играя в группе гитаристом и исполняя «битловские» композиции. Альт середины XVIII века мне передали из Одессы через знакомого музыканта. Его бывшие владельцы уезжали за границу на ПМЖ. До сих пор инструмент со мной.

35 раз вокруг света

...О талантливом студенте-музыканте заговорили ещё во время учёбы в консерватории. Уже после 2-го курса Башмет с аншлагом выступил в Большом зале консерватории, чем вызвал уважение педагогов и признание ценителей классической музыки. Сольная же карьера началась в Германии, в 1976-м, где он выиграл международный конкурс альтистов, организованный Баварским радио и телевидением. За победой последовали первые гастроли по 17 городам Германии. Как признаётся теперь маэстро, в его жизни появились серьёзные деньги:

– Первую валюту я получил в Мюнхене и потратил её очень разумно: привёз всем из-за границы подарки.

С тех пор постоянно гастролировал. Кто-то подсчитал, что за последние 15 лет я объехал земной шар более 35 раз. Охотно верю. В основном все мои поездки связаны с работой: выступлениями, гастролями. Я стал первым российским музыкантом в мировой истории, который дал сольные концерты на альте в Карнеги-холле, Ла Скала, лондонском Барбикане, Берлинской филармонии, токийском Сантори-холле и ещё в нескольких культовых концертных залах мира. Играл на лучших сценах Европы, Австралии, Японии и США… Так что все города и страны ассоциируются у меня в основном с концертными площадками, на которых я выступал.

– А Россия какое место занимает?

– Ездить по России всё же я предпочитаю больше, чем по Европе. Здесь, на родине, к самому факту исполнительства прибавляется ощущение некой семейности: я ваш, а вы – мои. Даже если я кому-то не нравлюсь, я всё равно «наш». К России вообще подходит слово «преодоление». Потому как сегодня у меня на плечах государственный симфонический оркестр «Новая Россия», знаменитые мои «Солисты Москвы» второго выпуска, кафедра в Московской консерватории, новые проекты, друзья и семья. Так что трудностей, которые надо постоянно преодолевать, достаточно.

Дирижёр по случаю

– Я очень люблю слово «амбиции». У нас оно порой имеет немного негативный оттенок: возгордился, хочет больше, чем может. Но для меня «амбициозный» обозначает, что у человека есть цель, к которой он стремится. Поэтому – да, у меня сохраняется амбиция сделать из своего оркестра лучший. Если я не буду так думать, то и движения вперёд не будет. Сегодня я стал профессором, курирую конкурсы и провожу международные фестивали, гастролирую по всему миру и считаю себя счастливым амбициозным человеком, поскольку всё время занимаюсь любимым делом и постоянно стремлюсь довести его до совершенства.

…В мире Башмет признан лучшим альтистом, но всегда подчёркивает, что к наградам и званиям относится спокойно и «абсолютно безалаберно»:

– Достижения, безусловно, придают сил и уверенности. Но не более. В моей жизни эта «Грэмми» вряд ли что-то сильно изменила. Если кому-то премия нужна для раскрутки, то у нас и так залы полные... А вот за страну было радостно. Ведь диск, за который нам дали премию, целиком русский. Вообще, все определяющие события в моей жизни произошли и происходят случайно. Даже за дирижёрский пульт я встал, потому что надо было заменить заболевшего. Однажды, в 1985 году, на фестиваль в городе Туре не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев и меня уговорили встать за него за дирижёрский пульт. Вот до сих пор и стою…

Классики и современники

– Не ошибусь, если скажу, что Первый концерт Чайковского для фортепиано звучит каждый день в любой стране мира. В этом загадка гения. Мечтаю, чтобы для меня написали концерты Рахманинов, Брамс и Чайковский. Чего, конечно, никогда не будет. А вообще мне крайне интересна свежая музыка, хотя бы уже потому, что композитор дышит тем же воздухом, получает примерно ту же информацию, что и современный слушатель. Я по натуре экспериментатор и всегда откликаюсь на неожиданные предложения, если они мне покажутся интересными. Так, в 2017-м мы объединились в своеобразный дуэт с Дианой Арбениной. Тогда «Новая Россия» и «Ночные Снайперы» собрали полный зал Кремлёвского дворца. А в Сочи наш государственный симфонический оркестр исполнил произведение, написанное нейросетью «Яндекса». В основе этого 8-минутного сочинения лежали сгенерированные мелодические линии для фортепиано. Честно говоря, сочинение искусственного интеллекта по звучанию напоминало американских минималистов. Мы наблюдали рождение не нового композитора, а нового инструмента для творцов. Конечно, мы постоянно ждём нового Прокофьева, Моцарта, Брамса или Чайковского, но пока, увы, я не могу назвать имя будущего гения. Хотя есть целая плеяда современных авторов, увидев имена которых на афише, нужно идти и слушать.

Всё впереди

– В этом году наш Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» отмечает круглую дату – 30 лет. 18 из них место за пультом главного дирижёра и художественного руководителя оркестра занимаю я. Несмотря на все трудности, мы всё-таки сможем отметить юбилей на сцене и разделить радость нашего праздника с любимыми слушателями. В предверии Нового года оркестр выступает на сцене концертного зала «Зарядье». Мы постарались, чтобы программа отразила главные достижения исторического пути коллектива. На этот раз я буду на сцене и в качестве дирижёра, и в качестве солиста. Вообще, когда сам и играю, и дирижирую, для меня выступление становится импровизацией, подчинением велению музыки. Поэтому мне нужен оркестр, который меня слушается, для чего его надо увлечь. И если машина уже на ходу, можно увлечься и вместе с оркестром проживать исполняемую музыку. Я очень счастлив, что все эти годы рядом люди, смотрящие со мной в одну сторону. А так как в этом году весь мир отмечает 250 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, в программе вечера по случаю юбилея будет дана мировая премьера. В концерте прозвучит произведение композитора Валерия Воронова «Ступающий во сне», написанное на музыку немецкого гения Andante con moto. Я очень надеюсь, что мы выйдем из формата онлайн и продолжим выступать вживую. Видеть своего зрителя воочию дорогого стоит. Сцена – это жизнь, а грань между двумя понятиями уже давно стёрта: если нет сцены, то нет и жизни. Все наши встречи со зрителями по всему миру ещё впереди.

Фото: Алексей Молчановский