Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Живая история современной музыки

Живая история современной музыки Председатель Ассоциации современной академической музыки Гильдии композиторов РМС, директор МАСМ Виктория Коршунова

Директор Московского ансамбля современной музыки Виктория Коршунова рассказала о гранях разумного в радикальной среде диссонанса

Российский музыкальный союз и Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) провели уникальный по форме и содержанию курс практических занятий для молодых музыкантов – Первый исполнительский практикум современной академической музыки. 21 студент и выпускник музыкальных вузов из девяти городов России приехали в Москву, чтобы пройти недельный цикл, посвящённый современной музыке. Ежедневно по 10 часов в залах галереи «ГРАУНД Солянка» и Театрально-культурного центра имени Всеволода Мейерхольда слушатели посещали лекции, разбирали сложнейшие партитуры, постигали особенности нотации, овладевали техническими приёмами, раскрывали авторское видение произведений под руководством состоявшихся музыкантов – преподавателей Московской консерватории и солистов МАСМ. Среди них Иван Бушуев, Михаил Дубов, Олег Танцов, Сергей Полтавский, Юлия Мигунова, Марина Катаржнова, Ольга Дёмина, композиторы Александр Хубеев, Владимир Горлинский… Кульминацией практикума стали два концерта. В сжатые сроки ребята, сумев друг с другом найти взаимопонимание, собрались в дуэты, трио, секстеты и даже ансамбль из 11 музыкантов, который без дирижёра на одном дыхании исполнил «Восемь линий» Стива Райха. Теперь с этими далеко не всеми принятыми и понятыми подходами и ходáми музыканты шагнут дальше, чтобы удивлять, открывать, просвещать. Когда выпускники, получив дипломы, разъехались по домам, мы поговорили о современной музыке и её поклонниках с директором практикума и МАСМ, председателем Ассоциации современной академической музыки Гильдии композиторов РМС Викторией Коршуновой.

На лекции флейтиста, преподавателя Московской консерватории Ивана Бушуева

От узнавания к познаванию

– Трудно было стать участником практикума?

– Практикуму предшествовал конкурс, на который было подано более 40 заявок. Кроме записей своего исполнения и биографии ребята должны были написать мотивационные письма, что очень важно, так как практикум прежде всего ориентирован на исполнение современной музыки. Чтобы пребывать в этом искусстве, очень важна мотивация. В этом году исполняется 30 лет нашему ансамблю. В нём работают опытные музыканты, и мысль о передаче накопленного опыта созрела давно.

– Не каждый музыкант – педагог. Как сами солисты ансамбля восприняли предложение преподавать?

– Почти все наши музыканты имеют богатый преподавательский опыт. К тому же они практикующие музыканты: в прошлом году МАСМ провел 99 концертов в России и за рубежом. По-моему, для любого музыканта важно иметь базовое академическое образование и быть профессионалом. Если не умеешь хорошо играть классическую музыку, не владеешь стилями и не имеешь представления о музыке разных эпох и её эволюции, то не сможешь хорошо сыграть и современную музыку. Ведь именно эволюция лежит в основе того, что создаётся сегодня. Чтобы исполнить современную музыку, мало быть виртуозом – надо иметь особые мозги, чтобы понимать, почему автор сочинил именно эту композицию. Более того, нужно не только понимать и чувствовать, но быть ещё и солидарным с композитором, его соавтором.

– Ваша аудитория всё-таки не такая многочисленная…

– Вы правы. Для камерной современной музыки от 100 до 400 человек в зрительном зале является нормой. Часто концерты современной музыки сравнивают с концертами классики, на которые приходит намного больше публики, но тогда и классику можно сравнить с поп-концертами, которые собирают стадионы. Но означает ли это, что Филипп Киркоров интереснее Бетховена?!

Заслуженный артист России, солист МАСМ Олег Танцов даёт мастер-класс игры на кларнете

Прогулка по времени

– Каждый из великих композиторов – будь то 100, 200, 300 лет назад – был не чужд новаторству. На лекции Александра Хубеева, посвящённой современной нотации, увидел эволюцию записей партитур. У каждой эпохи свойственные ей правила записи и игры?

– Я не занималась исследованиями взаимоотношений между композиторами и исполнителями в разные века. Как мне представляется, импульс и новизна идут от композитора. Он опережает время и задаёт тон, что подтягивает и ведёт за собой музыканта. Но история знает массу примеров, когда именно музыкант воздействовал на композитора. Ведь очень многие произведения создавались для определённых исполнителей. Композитор пребывал и пребывает с музыкантом в постоянной связи. Десятый год мы, теперь уже при непосредственном участии РМС, проводим Международную академию молодых композиторов в городе Чайковский. Ежегодно поступает до 200 заявок от соискателей. В академии молодые авторы пишут в тесной связке с солистами нашего ансамбля. Исполнители всегда могут подсказать по поводу того или иного эффекта и приёма, возможности его применения. Не раз становилась свидетельницей того, как в ходе такого партнёрства начинающие композиторы переписывали и редактировали свои работы. Это очень живая история, и нельзя сказать, кто в ней главнее.

На уроке альтиста Сергея Полтавского

Парадокс шедевра

– Готовясь к встрече с современной музыкой, обнаружил в интернете видеоклип Дэвида Боуи на музыку Стива Райха. А отечественные представители популярных жанров идут на сотрудничество с музыкантами современной академической музыки?

– Слава богу, нет! Зато на сотрудничество с современной академической музыкой охотно идут представители других видов искусства. Процесс сближения разных жанров в нашей стране происходит давно и особенно интенсивно последние 15 лет. На Западе он начался намного раньше. Существует устойчивый термин, когда виды искусства находят друг друга, – мультидисциплинарность. У нас инициатива пошла от представителей именно других профессий – режиссёров, художников, танцоров… Вспоминаю, как 6–7 лет назад при ЦИМе (Центр имени Вс. Мейерхольда) у нас образовалась творческая лаборатория, которую курировали Сергей Невский (музыкальную часть) и Виктор Рыжаков (театральную): молодые режиссёры и композиторы при участии актёров и музыкантов-исполнителей, солистов МАСМ, находили друг друга по интересам и вместе создавали мультимедийное произведение с элементами видео, графики, музыки, пластики. По-моему, мультидисциплинарность как раз предполагает сотрудничество творческой группы при решении определённой задачи. И бывает наоборот: когда к готовому, вполне самодостаточному музыкальному произведению применяют элементы других искусств, органичного взаимодействия не происходит. Помню, лет 30 назад мы выступали на одном из международных фестивалей, и нас предупредили об участии в нашем концерте пластической актрисы, кстати, высокопрофессиональной танцовщицы. Она подготовила пластическую импровизацию к одному из произведений нашей программы. Казалось бы, для публики танец более привлекателен, но удивительно, что после первых пяти минут зрители перевели свои взгляды с танцовщицы на музыкантов, которые находились по другую сторону зала. Следить за музыкальной драматургией и выразительными лицами инструменталистов, чувствовать их энергетику оказалось намного интереснее. Если музыка уже существует не в прикладном значении, её трудно приспособить для чего-то другого. И она нуждается в концертной площадке и аудитории. Знаете, во время пандемии мы сознательно отказались от онлайн-трансляций. Вся музыка уже имеется в интернете, включая записи шедевров классики, – сиди и слушай. Но, чтобы услышать живой звук и напитаться энергетикой музыкантов, люди всё равно идут в зал. Если музыкант плохой – он не сможет убедить зрителя в самодостаточности музыки.

Мастер-класс игры на виолончели у Юлии Мигуновой

– В финале концерта 13 студентов класса Владимира Горлинского представили концертную импровизацию – в режиме реального времени, опираясь не на партитуру, а на собственные ощущения, создали новое произведение. Чиркающие зажигалки, женские дыхание и голос, игра света и тени, перемещения по сцене, сопровождаемые какофонией звуков выглядели эффектно. Отчего-то мне в этой какофонии представилась Англия времён Конан Дойла – графство Девоншир, поместье Баскервилей... Получается, звук обрёл образ. Музыке не обязательно быть гармоничной? Ею может стать любой шум, который уже давно используется в качестве фона?

– После того как Джон Кейдж сказал, что всё вокруг нас происходящее и есть музыка, табу ни на что нет. Конечно, в его самом известном произведении «4′33″» , когда музыкант выходит на сцену, сидит за фортепиано и ничего не делает ровно 4 минуты 33 секунды, – эпатаж. Но Кейдж доказал свою концепцию. Музыкант ничего не играет, но при этом в зале обязательно что-то происходит. Абсолютной тишины нет. А почему бы нам это не считать музыкой? Недавно композитор Владимир Раннев написал композицию для шести удилищ. Спрашиваю: «Почему?» «Потому что, когда забрасываешь удочку, она создаёт в воздухе неповторимые завихрения», – слышу в ответ. Существуют вкус, талант и профессионализм как мастерство понимания и оперирования средствами. Можно оперировать 12 клавишами на фортепиано и сделать совершенно жуткую непрофессиональную композицию. А можно создать шедевр, не используя ни одного музыкального звука. Вот в этом парадокс. Поэтому для меня, как и для современной музыки, которой мы занимаемся, совершенно не важен арсенал приёмов. Важен конечный результат.

Доцент Московской консерватории, ученик Веры Горностаевой Михаил Дубов готовит пианистов студентов Практикума к выпускному концерту

Фото: Владимир Яроцкий