Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Апрельское гнездование

Апрельское гнездование

Фото: М. Юрченко / РИА Новости

Сегодня мне позвонил старинный приятель. Без особой на то причины, просто чтобы разнообразить телефонным разговором поднадоевшую самоизоляцию. После моего очередного ответа: «Давай позже», раздражённо заметил: «Когда весь мир сидит по домам, а новостей, кроме как об эпидемии никаких, ты всё время что-то пишешь. О чём?..» Я глянул в окно. А там через дорогу, над озером, кружит столько чаек, что летом на море таких стай не увидишь. Друг друга гоняют, неугомонно носятся над водой, кворчат, кричат, верещат, пищат, горланят, причитают… Впечатление, будто на ярмарке сошлись старые перечницы и выясняют, кто из них краше. Птичий гам не смолкает ни днём, ни ночью. И в этом на первый взгляд бестолковом гвалте всему есть свой черёд. У птиц брачный период. В апрельской пернатой чехарде птицы выбирают себе партнёров. Присматриваются долго. Чайки моногамны. Спутника выбирают на всю жизнь. Вон, одна опустилась на залитую весенним солнцем тропинку. Головку пригнула и раскрыла клюв, а к ней уже спешит со своей добычей ухажёр. Доверие самки, позволяющей себя покормить, равносильно согласию быть в горе и радости всю жизнь. Правда, нередко, прежде чем птицы совьют своё семейное гнёздышко, оба могут проявлять неразборчивость в связях. Почти как те человеческие особи, которые всё никак не нагуляются. Те же, кто создал пару, время от времени ныряют в камыши, где в гнёздах родителей дожидаются птенцы. Непрошенному гостю семейка всегда даст достойный отпор. Стоит появиться вороне, в воздух, как по тревоге, поднимается вся стая. Человека птицы в это время тоже не жалуют. Могут, широко расправив крылья, спикировать и по макушке клювом долбануть. Хорошо, что люди сидят по домам. Природа быстро отвоёвывает отнятое человеком пространство. А человек быстро приспосабливается к новым обстоятельствам.

Фото: Виталий Тимкив / РИА Новости

Собственно, ничего особенного не произошло. Человек просто вернулся в пещеру, где всегда находил убежище и откуда когда-то вышел. В свой дом, где, оказывается, может так же и не меньше творить, но без вреда для окружающего мира. Удивительно, но в четырёх стенах человек не потерял интереса к созиданию. Большинство в себе открыли или вспомнили давно утраченный дар кулинара, педагога, плотника, фантазёра или, в конце концов, талантливого ученика. Лучший друг смастерил на даче изящный столик, за которым теперь по вечерам щебечут его девчонки, уплетая приготовленные на гриле овощи с мясом. Старшая рассказывает маме и папе о первых университетских ухажёрах, младшая, второклассница, – о том, какие все мальчишки плохие. Одноклассник замесил тесто и напёк к Пасхе куличей. Добрая приятельница нашила из завалявшейся в шкафу марли масок, освоила маникюр и груминг. Да и мне в эти дни вдруг приятно оказалось обнаружить, что молотком попадаю по гвоздю, кручу гайки и, уложив на потускневшую от времени этажерку керамическую плитку, получил глянцевую барную стойку. Карантин дал импульс новой мысли и новым действиям. Когда делаешь что-то приятное, становится радостней и себе, и другим. В этом прелесть созидания. Когда созидаешь, тебе не скучно. Наоборот, не хватает времени. Хочется успеть чем-то новым всех порадовать и заодно порадоваться самому от их же радости. Это же так здорово!

Я стал внимательнее к другим. Не из чувства долга, а из интереса и сопереживания. Ведь друзья, коллеги, партнёры и даже конкуренты тоже создают. Не хуже и не лучше. Они создают своё. Посмотрел от «а» до «я» шоу Arena Moscow Night. Во время просмотра меня посетила удивительная мысль. В этот джазовый вечер я не журналист, в рабочем моменте ловящий взгляды, мимику, запоминающий слова, а участник. Нет, не музыкант, виртуоз, ценитель, а сочувствующий – ведущим, конкурсантам, жюри. Отчего-то очень захотел, чтобы всё прошло, как положено, а шоу увидели как можно больше зрителей. Ведь оно того заслуживало. Раньше так обычно болел за наших фигуристов, футболистов, хоккеистов. По мере того как росло число просмотров, радостно учащался мой пульс. Мне захотелось делиться эмоциями, дружески хлопнуть кого-то по плечу: «Во ребята дают!» Я понял – это интересно не только мне.

Солистка коллектива «Арфа и джаз» Мария Кулакова в шоу «Arena Moscow Night. Наш джаз». Фото: Никита Палшков

У меня появилось время внимать. Меня перестала раздражать соседская дрель. К ней отношусь как к будильнику. Ранее убитый на суету час дороги на работу теперь пошёл на благостный сон. 8 утра. Ты восстановился и полон сил. Не медли: пора вставать и браться за дело. Культурные люди не сидят в ожидании идей, вдохновения, проектов. Они их сами рождают и создают. Слушатели и выпускники Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова к Всемирному дню театра запустили интерактивную акцию #ЯМыБунинЧехов. Молодые актёры перед камерой читают свои любимые строки из произведений Чехова и Бунина, размещая у себя на страничках видео с хештегами акции #ЯМыБунинЧехов и #АкадемикиМихалкова. Народный артист России Игорь Бутман открывает тематические онлайн-вечера. Каждый четверг саксофонист не только играет перед аудиторией, но и проводит мастер-класс по лучшим упражнениям для занятий дома, рассказывает о великих музыкантах, джазе и многом другом.

Иллюстрация: пресс-служба Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан под руководством народного артиста России Александра Сладковского к 180-летию со дня рождения Петра Чайковского выпустил уникальный сет из 10 дисков «Чайковский-2020», на которых собраны семь симфоний, три концерта и Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, Скрипичный концерт и «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром. Вместе с дирижёром над диском работал двукратный номинант премии «Грэмми», заслуженный артист России, звукорежиссёр Павел Лаврененков. Гильдия молодых музыкантов «МеждународМолОт» Российского музыкального союза и Союз композиторов Республики Беларусь проводят Первый российско-белорусский международный конкурс хоровых партитур, который 1 июня завершится финальным концертом в Центре национальных культур в Минске.

Складывается впечатление, что всё легко создаётся. На самом деле авторам, музыкантам и всем правообладателям непросто. Не случайно Российский музыкальный союз в начале апреля обратился с открытым письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой принять меры, направленные на поддержку авторов и исполнителей из-за полного отсутствия концертной деятельности в условиях карантинных мер. Письмо подписали председатель правления РМС Андрей Кричевский, композитор Эдуард Артемьев, музыкант Юрий Башмет. Злые языки в интернете тут же устроили грызню – мол, всё нашим звёздам мало. А может, вместо того чтобы точить свои мелкие зубки о чужой талант, попробовать что-нибудь создать – до изнеможения, изнурения, опустошения? Не дано. Ведь они не птицы.

Мир, как прежде, создаёт. Еврейский музей и центр толерантности к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне готовит выставку «Неизвестный Берлин. Май 1945», на которой представит фотоработы знаменитых операторов – выпускников ВГИКа Ильи Аронса и Валерия Гинзбурга. Оба на фронт ушли добровольцами. На снимках Аронса – маршалы Георгий Жуков и Константин Рокоссовский, поэт Константин Симонов, знаменитая встреча на Эльбе. В фотоработах Гинзбурга – невероятные по художественной силе снимки разрушенного Берлина. Вместе с ними в экспозиции будут представлены более 80 ранее не публиковавшихся работ. Выставка откроется 8 мая.

Фронтовые кинооператоры Илья Аронс (слева) и Леон Мазрухо у Бранденбургских ворот. Берлин, июнь 1945г.

Эскиз Александра Бенуа к балету Стравинского «Петрушка» из экспозиции Российского национального музея музыки

А немного ранее, 28 апреля, в социальных сетях Российского национального музея музыки пройдёт вернисаж-экскурсия по выставке «Музыкальная ярмарка». Сотрудники Музея Чайковского расскажут о месте ярмарки в выдающихся произведениях музыкального театра. Зрителей ждёт встреча с работами Мусоргского, Стравинского, Прокофьева, Александрова, Пуни, Щедрина.

Мир не сидит без дела по домам, хотя кому-то он, ограниченный одним и тем же видом из окна, уже поднадоел. Интересно, а каково самим домам-исполинам стоять годами и не сходить с места – слушать, наблюдать, переживать каждый день одно и то же? Радуются ли они, когда видят, как мы открываем в них новые формы, линии и наполняем их своим дыханием? Или дом, что стоит напротив моего окна, так много повидал, что под вечер уже никак не может скрыть свою усталость? Сколько вдруг вопросов...

Этот дом на проспекте Вернадского в 1970 году попал в кадр в фильме Ильи Гурина «В Москве проездом». Тогда он был новостройкой. В картине впервые снялась Наталья Гундарева. Теперь напротив него многоэтажки, построенные по программе реновации. Авторский снимок из окна сделан за несколько дней до ужесточения мер в борьбе с COVID-19

Может, флешмоб, которым Музей архитектуры имени А. В. Щусева поддержал итальянцев и организовал в России, поможет найти ответы? Без оглядки на время суток – утром, вечером, днём, при закате, хоть каждый час – фотографируйте вид из окна и публикуйте снимки на странице доступных соцсетей с хештэгом #миризмоегоокна. И вам откроется то, что ваш сосед через площадку скрывает за дверями и окнами: дерзкий авангард 1920-х, конструктивизм 1930-х, первые эксперименты типовой застройки 1960-х. А может, он – не по годам выросший ребёнок реновации? Каким бы он ни был – он наша сегодняшняя история. Из дома музеи проводят виртуальные выставки, искусствоведы читают лекции, театры транслируют спектакли, музыканты дают концерты, педагоги и профессионалы – мастер-классы. Пришло время гнездования. Люди, как птицы, вьют гнёзда, в которых созидают. Пока делают, ворчат, негодуют, любят. А потом вместе радуются тому, что получилось. Или плачут, или смеются. Главное, вместе. Значит, гнёздышко свили. Берегите себя и своих близких!

Фото автора