Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Ефим Бронфман совершил поворот
на 180 градусов

Ефим Бронфман совершил поворот на 180 градусов

Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» порадовал нас необычным концертом. В зале Чайковского выступили скрипачка Анн-Софи Муттер, пианист Ефим Бронфман и виолончелист Линн Харрелл – три музыкальных гиганта в одном концерте, да еще в составе трио, с двумя шедеврами камерной музыки: «Памяти великого артиста» Петра Ильича Чайковского и «Эрцгерцог» Людвига ван Бетховена. Увидев афишу с этими именами, я сразу вспомнил подобные уникальные музыкальные эксперименты: Яша Хейфец – Григорий Пятигорский – Артур Рубинштейн, или Исаак Стерн – Юджин Истомин – Леонард Роуз… И здесь тоже – три музыканта, находящиеся на пике своих сольных карьер, объединяются для камерного музицирования. Да на каком уровне! И если в бетховенском трио властвовала единая музыкальная архитектоника, коей были подчинены все исполнители, то в трио Чайковского они с феноменальной чуткостью вслушивались в эмоциональные порывы, возникавшие то у одной, то у другого, и следовали за ними, поражая нас всех свободой и изяществом музыкального созидания.

После концерта я встретился с пианистом Ефимом Бронфманом и мой первый вопрос касался именно встречи трех таких самобытных музыкантов.

– Музыка требует подобных встреч, музыка очень хорошая – два таких фантастических трио, как Бетховена и Чайковского. В общем-то, мы играем вместе довольно редко, это наше второе турне. Первое турне состоялось год назад в Америке, где мы сыграли 6 концертов, сейчас 7 концертов. И вам повезло, ибо планов на совместное будущее пока нет. Просто приятно помузицировать с хорошими музыкантами, да еще и с такой замечательной музыкой, в столь прекрасном зале, как зал Чайковского, где я играю второй раз. Приятно поменять сцену нашей деятельности. Я сейчас много солирую с оркестрами, играю много сольных концертов, в этом году я играл несколько циклов всех сонат Прокофьева в больших городах: Берлин, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго… После всего этого сумбура и шума – и я не преувеличиваю, хотя признаю, что Прокофьев гениальный композитор и красота его музыки невероятная, но, все же – приятно повернуть на 180 градусов к камерной музыке. Для меня обязательно каждый сезон сделать хоть один проект камерной музыки – такой, как с этим замечательным трио. В будущем году я играю со скрипачом Пинхасом Цукерманом, где-то 8-9, концертов в Европе. У меня есть 2-3 сложившихся ансамбля, с которыми я играл всегда с большим удовольствием.

– Одна из наших встреч состоялась много лет назад в Нью-Йорке, и вы говорили, что собираетесь много читать по-русски. Я слышу по вашему русскому языку, что вы действительно это сделали.

– Стараюсь не забывать язык. Надеюсь, что он у меня улучшился с тех пор. Я уехал из Советского Союза в возрасте 14 лет, и тогда, приехав вначале в Израиль, а затем в Нью-Йорк, поначалу даже стеснялся моего русского акцента. Однако сегодня им горжусь и стараюсь не забывать родной язык.

– Трио посвящено памяти друга Петра Ильича Чайковского – Николая Григорьевича Рубинштейна. Я даже почувствовал некую программность. Это задумано или проявилось сегодня во время исполнения?

– Каждый концерт происходит по-разному. Ведь само название трио, «Памяти великого артиста», настраивает на определенный лад, на определенную интерпретацию, и этот настрой уже с самой первой ноты довольно трагичен. Думаю, что начало этого трио трагичное, хотя программность как раз проявляется в вариациях – там и тройка слышна, и вальс, и мазурка, а заканчивается оно похоронным маршем, будто намекая, что все это окончилось. Последние аккорды звучат так, будто процессия вся ушла далеко. Много чего интересного в этом произведении.


– Знаю, что вы играете 100-110 концертов в год во всем мире. Как часто вы приезжаете в Россию, как часто собираетесь приезжать сюда?

– К сожалению, не очень часто. Я был в последний раз в Санкт-Петербурге в декабре, на фестивале пианистов, который устраивают Мариинский театр и Валерий Гергиев. Играл сольный концерт и играл с оркестром. В Москве был 2-3 года назад с оркестром Koninklijk Concertgebouworkest (Королевский оркестр Концертгебау)… Здесь замечательные залы, где есть прекрасные рояли – и в Питере, и в Москве. И публика замечательная. Конечно, хотелось бы быть чаще, но всегда не хватает времени.

Фото: Станислав Красильников / ИТАР-ТАСС