Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Эскиз роскошной шубы Ивана Грозного показали на выставке Лидии Наумовой

Эскиз роскошной шубы Ивана Грозного показали на выставке Лидии Наумовой Кадр из фильма «Иван Грозный». Малюта Скуратов и Иван Грозный. В ролях Михаил Жаров и Николай Черкасов

В художественной галерее «ТНК Арт» прошла выставка, посвящённая Лидии Наумовой – известному художнику, плакатисту, оформителю московских площадей, улиц, выставок советского времени. Посетителям представили 108 работ в области живописи, графики, а также эскизы костюмов к картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», работу с которым художница считала одним из ярких периодов своего творчества.

Лидия Наумова в работе над эскизами костюмов к фильму «Иван Грозный»

К режиссёру она пришла уже зрелым мастером после участия в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ), улицы Горького (Тверской), Пушкинской площади, санатория ВЦИК в Кисловодске... Ученица Малевича, который, как она признавалась, научил её композиции и «чувству ритма на плоскости и в пространстве», очень быстро завоевала доверие Эйзенштейна. «Рисуйте не костюмы, а персонажи. Что юбки делать, пиджаки чертить! Делайте образы!» – обратился к ней режиссёр, когда впервые увидел эскизы художницы.

Николай Черкасов в роли царя Ивана. Серафима Бирман в роли Ефросиньи Старицкой

Об этом нам рассказывает Светлана Жарова – идейный вдохновитель выставки и племянница Михаила Жарова, сыгравшего в картине Эйзенштейна Малюту Скуратова. Актер приходился Лидии родным братом. Эйзенштейн свою художницу ценил и относился к ней куда более щедро, чем жизнь. По странному стечению обстоятельств Лидия одинаковым образом потеряла первого мужа и своего сына: оба с разницей в несколько лет утонули. После гибели 8-летнего Гули она не смогла пережить душевного потрясения и попала в психиатрическую клинику. В эти трудные дни её поддержал второй муж. Постепенно Лидия восстановилась. Но ненадолго. Во время следующей беременности в утробе умер ребёнок. Его смерть привела к сепсису. Врачи сообщили родным о неминуемом летальном исходе своей пациентки. В критической ситуации помог брат Михаил, который, используя свой статус звезды советского кино, нашёл уникального врача. Тот провёл сестре вопреки увещеваниям коллег операцию. Лидию спасли, и она погрузилась в работу. Девиз «ни дня без искусства» стал её жизненным кредо. «Ивана Грозного» снимали в разгар войны в Алма-Ате, куда эвакуировали студию и персонал, включая актёров. Когда Лидия накануне Нового года оказалась в больнице, Эйзенштейн прислал вместе с книгой Хемингуэя записку: «Излечивайтесь – в Вашей печёнке – я! С. Э.». Он обладал юмором и иронией, которые особенно выручали в трудное время.

В перерыве между съёмками Михаил Жаров и Людмила Целиковская в роли царицы Анастасии

А несколько ранее ходатайствовал в предоставлении отдельного жилья. «Всячески поддерживаю просьбу товарища Наумовой, которая является первоклассным и нужнейшим для нас работником», – поставил свою визу режиссёр в обращении к директору студии после того, как Лидия Ивановна попросила улучшить свои жилищные условия. В эвакуации художница ютилась с пятью родственниками в 13-метровой комнате без света и спала на столе, заменявшем кровать. После письма художнице выделили номер в гостинице, где у неё, наконец-то, появилась возможность окунуться в плодотворную работу, и Наумова продолжила работать над эскизами костюмов. Среди них знаменитая шуба Ивана Грозного, из драгоценных мехов которой будто «вылезает» маленькая худая и злобная голова монарха.

На выставке. В центре Светлана Жарова

Художница смогла воплотить изобразительный замысел режиссёра. В её эскизах немало метафор, свойственных Эйзенштейну: на чёрном платье царя тяжёлый крест – напоминание о суровых испытаниях. На пиру в Александровской слободе в руках Малюты – большая чаша, как символ выпитой опричником крови… В далёком январе 1945 года костюмы, сшитые по рисункам Лидии Наумовой, сопровождали премьеру «Ивана Грозного» в кинотеатре «Ударник». Теперь эскизы стали доступны посетителям выставки. Среди них в день открытия Екатерина Хохлова – праправнучка знаменитого коллекционера картин и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова:

– Лидия Ивановна была потрясающим человеком. Знаю её с детства, также как и её мужа Александра Германовича. Хорошо помню их дом. Он потрясающий… Спасибо вам огромное, что в этом симпатичном, милом зале представили эти прекрасные работы… Они найдут свое место в истории искусства.

Иначе быть не может. Ведь в них – полная суровой правды жизнь художницы, в которой творческие достижения свершились не благодаря, а вопреки.



Фото: из архива Светланы Жаровой; автора