Эскиз роскошной шубы Ивана Грозного показали на выставке Лидии Наумовой
- События
- Номер 16
- Автор: Елизавета Кондрат
- Декабрь 2016

В художественной галерее «ТНК Арт» прошла выставка, посвящённая Лидии Наумовой – известному художнику, плакатисту, оформителю московских площадей, улиц, выставок советского времени. Посетителям представили 108 работ в области живописи, графики, а также эскизы костюмов к картине Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», работу с которым художница считала одним из ярких периодов своего творчества.

К режиссёру она пришла уже зрелым мастером после участия в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной выставки (ныне ВДНХ), улицы Горького (Тверской), Пушкинской площади, санатория ВЦИК в Кисловодске... Ученица Малевича, который, как она признавалась, научил её композиции и «чувству ритма на плоскости и в пространстве», очень быстро завоевала доверие Эйзенштейна. «Рисуйте не костюмы, а персонажи. Что юбки делать, пиджаки чертить! Делайте образы!» – обратился к ней режиссёр, когда впервые увидел эскизы художницы.

Об этом нам рассказывает Светлана Жарова – идейный вдохновитель выставки и племянница Михаила Жарова, сыгравшего в картине Эйзенштейна Малюту Скуратова. Актер приходился Лидии родным братом. Эйзенштейн свою художницу ценил и относился к ней куда более щедро, чем жизнь. По странному стечению обстоятельств Лидия одинаковым образом потеряла первого мужа и своего сына: оба с разницей в несколько лет утонули. После гибели 8-летнего Гули она не смогла пережить душевного потрясения и попала в психиатрическую клинику. В эти трудные дни её поддержал второй муж. Постепенно Лидия восстановилась. Но ненадолго. Во время следующей беременности в утробе умер ребёнок. Его смерть привела к сепсису. Врачи сообщили родным о неминуемом летальном исходе своей пациентки. В критической ситуации помог брат Михаил, который, используя свой статус звезды советского кино, нашёл уникального врача. Тот провёл сестре вопреки увещеваниям коллег операцию. Лидию спасли, и она погрузилась в работу. Девиз «ни дня без искусства» стал её жизненным кредо. «Ивана Грозного» снимали в разгар войны в Алма-Ате, куда эвакуировали студию и персонал, включая актёров. Когда Лидия накануне Нового года оказалась в больнице, Эйзенштейн прислал вместе с книгой Хемингуэя записку: «Излечивайтесь – в Вашей печёнке – я! С. Э.». Он обладал юмором и иронией, которые особенно выручали в трудное время.

А несколько ранее ходатайствовал в предоставлении отдельного жилья. «Всячески поддерживаю просьбу товарища Наумовой, которая является первоклассным и нужнейшим для нас работником», – поставил свою визу режиссёр в обращении к директору студии после того, как Лидия Ивановна попросила улучшить свои жилищные условия. В эвакуации художница ютилась с пятью родственниками в 13-метровой комнате без света и спала на столе, заменявшем кровать. После письма художнице выделили номер в гостинице, где у неё, наконец-то, появилась возможность окунуться в плодотворную работу, и Наумова продолжила работать над эскизами костюмов. Среди них знаменитая шуба Ивана Грозного, из драгоценных мехов которой будто «вылезает» маленькая худая и злобная голова монарха.

Художница смогла воплотить изобразительный замысел режиссёра. В её эскизах немало метафор, свойственных Эйзенштейну: на чёрном платье царя тяжёлый крест – напоминание о суровых испытаниях. На пиру в Александровской слободе в руках Малюты – большая чаша, как символ выпитой опричником крови… В далёком январе 1945 года костюмы, сшитые по рисункам Лидии Наумовой, сопровождали премьеру «Ивана Грозного» в кинотеатре «Ударник». Теперь эскизы стали доступны посетителям выставки. Среди них в день открытия Екатерина Хохлова – праправнучка знаменитого коллекционера картин и основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова:
– Лидия Ивановна была потрясающим человеком. Знаю её с детства, также как и её мужа Александра Германовича. Хорошо помню их дом. Он потрясающий… Спасибо вам огромное, что в этом симпатичном, милом зале представили эти прекрасные работы… Они найдут свое место в истории искусства.
Иначе быть не может. Ведь в них – полная суровой правды жизнь художницы, в которой творческие достижения свершились не благодаря, а вопреки.

Фото: из архива Светланы Жаровой; автора