Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Картины Рериха и Судейкина к опере Римского-Корсакова «Садко» выставлены на продажу

Картины Рериха и Судейкина к опере Римского-Корсакова «Садко» выставлены на продажу Картина Николая Рериха к опере Римского-Корсакова «Садко» «Горница в тереме Садко». Холст, темпера

Всего два дня – в четверг и пятницу – в Музее архитектуры имени А. Н. Щусева проходит уникальная выставка работ Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Кончаловского, Николая Рериха, Натальи Гончаровой, Константина Коровина, Константина Маковского, Александра Дейнеки, Оскара Рабина и других мастеров довоенной и послевоенной русской и советской живописи. Их двенадцать. Не много, но это тот случай, когда мал золотник, да дорог. Ведь большинство из них не выставлялись минимум последние 10 лет, и число, как известно, не умаляет ценности.


Иван Чуйков. Окна. Дерево, оргалит, эмаль

Все картины из частных коллекций и представлены аукционным домом Sotheby's в преддверии русских торгов, которые ожидаются в Лондоне 30 ноября и 1 декабря. Кстати, в последний раз аукционный дом свои экспонаты накануне торгов выставлял в Москве два года назад. После вернисажа 2019-го они ушли с молотка более чем за 19 млн долларов, а общая стоимость картин, проданных в прошлом году, составила 40 млн тех же долларов. Нынешний лондонский сезон осень/зима, судя по представленным в Москве картинам, также обещает быть урожайным для предприимчивых антикваров. Стартовая цена от 40 тыс. евро и выше. Фаворит – «Натюрморт с яблоками» Кузьмы Петрова-Водкина с оценочной стоимостью от 2,5 до 3,5 млн евро.


Кузьма Петров-Водкин. Натюрморт с яблоками. 1912. Холст, масло

Столешница под наклоном с рассыпанными по скатерти разноцветными яблоками будто зависла в пространстве комнаты. Созданная композиция словно парит в невесомости. А на заднем плане рисунок на стене с головой лошади, наблюдающей этот едва уловимый полёт. Её взгляд усиливает эффект движения. Художник организовывает изобразительное пространство таким образом, чтобы в покое создать иллюзию перемещения. Это фирменный почерк Петрова-Водкина. В его основе передача изображения с помощью сферической перспективы. Эти яркие россыпи яблок Кузьма Сергеевич увидел в Саратовской губернии, в саду генерала Петра Грекова, у которого гостил в 1912 году по приглашению своей ученицы – дочери хозяина имения. Там же с генеральского коня «Мальчика» художник пишет эскизы своего знаменитого «Купания красного коня». Оттуда и яблоки, поразившие мастера, видимо, не только «величиною с арбуз», как он отмечал в письме матери, но и расцветками. На переднем плане – зеленее зелёного зелёное. Оно первым катится со столешницы. Представленный натюрморт обозначил находки, реализованные художником в последующих работах.

Не менее интересен в экспозиции «Натюрморт с чайником и подносом» Петра Кончаловского. Посуда, выполненная традиционно русской росписью, передана в технике постимпрессионистов и фовистов. Своей картиной художник устанавливает мост между современным западным искусством и восточнославянскими народными промыслами. Оценочная стоимость стартует с 280 тыс. евро. Многие годы работа украшала парижскую квартиру русского коллекционера Александра Шика, который и вывез её после революции 1917 года во Францию.


Пётр Кончаловский. Натюрморт с чайником и подносом. Холст, масло, 1910–1912 гг

А вот «Горницу в тереме Садко» Николай Рерих создавал к премьере оперы Римского-Корсакова в «Ковент-Гардене», когда уже находился в эмиграции. Холст Рериха иллюстрирует третью сцену из либретто, в которой жена былинного новгородского гусляра Любава Буслаевна ранним утром дожидается мужа. Увы, премьеры в Лондоне так и не случилось, но эскизы художника использовал режиссёр Дмитрий Черняков при постановке оперы в Большом театре. Вместе с полотном Рериха в экспозиции присутствует ещё одна картина к произведению Римского-Корсакова, написанная уже другим русским художником Сергеем Судейкиным в Нью-Йорке для постановки спектакля в Метрополитен-опера в 1930 году. Спустя почти век два автора с полотнами, посвящёнными одной опере, встретились в необыкновенном пространстве флигеля «Руина» только на два дня. Спешите запечатлеть яркий момент, пока картины не разошлись по частным коллекциям! Но не забывайте – приобретая билет на выставку, будьте готовы предъявить QR-код.

Фото: репродукции предоставлены пресс-службой Музея архитектуры им. А. Н. Щусева