Махнуть через забор к Юрию Норштейну!
- События
- Автор: Виталий Лесничий
- Ноябрь 2021

На выставке Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой «Снег на траве» в Еврейском музее и центре толерантности сделать это несложно. Сразу на входе посетителей встречает деревянная ограда, исписанная, обклеенная, увешенная иллюстрациями из жизни художников-мультипликаторов, мужа и жены. Войдя внутрь, оказываетесь в старом дворике, где под гигантским плафоном с сюжетами из «Сказки сказок» всё родом из детства – записки, вырванные из тетради листочки, скамейки под забором на случай, если рисунки вскружили голову.
Франческа Ярбусова. «Волчок в дверях дома». Смешанная техника, 1970-е гг. К эпизоду из фильма «Сказка сказок». Иллюстрация: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
На старом патефоне крутится пластинка с песнями 40-х, под которые вальсируют кукольные пары-манекены. Атмосфера воссоздаёт довоенную, военную и послевоенную жизнь на тогда ещё окраине Москвы – в Марьиной роще, откуда родом режиссёр. Из этого двора выходят его первые образы, которые обретут себя много позже в кадрах признанных во всём мире мультфильмов – «Лиса и заяц», «Цапля и журавль», «Сказка сказок», «Ёжик в тумане»… Это больше чем выставка. Здесь вместе с многочисленными рисунками, макетами, картинами, инсталляциями из работ представлены мельчайшие детали жизни художников. Главное ‒ уловить их и не пропустить.
– Пожелал бы зрителю внимания, – говорит Юрий Норштейн на открытии выставки. – Что-то найти своё, куда погружаются сознание и чувства. Важно сконцентрироваться.
«Ёжик входит в лесок». Иллюстрация к книге Юрия Норштейна и Сергея Козлова «Ёжик в тумане». 2005. Художник Франческа Ярбусова. Иллюстрация: пресс-служба Еврейского музея и центра толерантности
Его герои и их истории – из жизни. Потому и запоминаются.
– В мультипликации количество ёжиков зашкаливает. Франческа создала уникальный персонаж со своей текучестью, определённой неопределённостью. Он как Джоконда.
На выставке представлено более 500 работ художника. Они, как и все мультфильмы мастера, со скрытыми смыслами, завуалированными образами, едва уловимыми и ускользающими видениями, обволакивающей магией. В детстве мультфильмы Норштейна с первого раза не всегда понимаются, а взрослым, однажды попавшим в этот мир, уже и не хочется его покидать. Экспонаты зачаровывают. Секунда кадра раскладывается на десятки набросков, линий, мыслей с поиском самой нужной детали. Иначе невозможно.
– Дорога познания ведёт через войну с самим собой, – рассуждает великий маг. – Человек не может жить без потрясений. Если он думает, что от них уйдёт, они придут самым неожиданным образом.
Творчество Норштейна – хорошее, приятное, трогательное потрясение. Выставка восстанавливает путь режиссёра-мультипликатора от тихого дворика в Марьиной роще через коридоры памяти к инсталляции, воссоздающей работу над заставкой к программе «Спокойной ночи, малыши!» И в этих коридорах есть место сокровенной мечте – завершению создания фильма «Шинель», которое затянулось на 40 лет. За это время выросло несколько поколений режиссёров, успешно продвигающих во всём мире свои созданные на компьютерах «продукты». Для Юрия Борисовича компьютер – мёртвый производитель, у которого нет сердца. А у автора должно быть сердце. И если компьютер победил, кино получится бессердечным.
– Надо быть твёрдым в своих притязаниях на жизнь, и никому не подчиняться, – говорит мастер.
Юрий Норштейн вне конъюнктуры и рынка. Хочется верить в то, что с таким кредо мы обязательно увидим выстраданную гоголевскую «Шинель» – живую, настоящую, сердечную.
Фото автора