Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Михаил Брызгалов: Всё хорошее должно быть постоянно

Михаил Брызгалов: Всё хорошее должно быть постоянно Михаил Брызгалов репетирует с детьми

Генеральный директор Музея музыкальной культуры имени Глинки и и. о. президента ассоциации «Духовое общество» рассказал о том, как созвал первую артековскую смену детских духовых оркестров

В разгар лета столица детского мира напоминала один большой городской сад, где звучал духовой оркестр. И не один, а целых 20. На три недели крымское побережье превратилось в королевство литавр, фанфар, труб, барабанов… Здесь впервые прошла творческая смена «Серебряные трубы Черноморья», которая вылилась в настоящий фестиваль духовой музыки. 600 ребятишек из лучших детских духовых коллективов страны – от Дагестана до Санкт-Петербурга, от Москвы до Хабаровского края – приехали к подножию Медведь-горы не просто провести незабываемые летние каникулы, а блеснуть своим мастерством. В рюкзаках ноты, в футлярах – инструменты. Такого десанта трубадуров и горнистов местные старожилы не припомнят. «Какое окно ни откроешь, обязательно звучит музыка», – поделилась своими впечатлениями одна из сотрудниц детского центра.


Для многих ребят эта поездка стала едва ли не первым в жизни выездом за пределы своих городков и посёлков, названия которых не знают даже фанаты географии. Образцовый духовой оркестр «Бис Бэнд» прибыл из города Карасук, что почти в 400 километрах от Новосибирска. Духовой оркестр Детской школы искусств добирался из посёлка Смидович Еврейской автономной области, расположенного в 100 километрах от Хабаровска. Всего 20 творческих коллективов из Нижегородской, Владимирской, Иркутской, Ленинградской, Новосибирской, Саратовской, Самарской областей, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краёв, республик Дагестан и Башкортостан и других регионов страны. Отрадно, что даже в самых дальних уголках педагоги поддерживают интерес, питают любовь к искусству, воспитывают свежую плеяду талантливых музыкантов. Ведь все участники – победители и лауреаты конкурсов.

На протяжении смены мальчишки и девчонки занимались, репетировали, посещали мастер-классы именитых педагогов, исполнителей, дирижёров. Среди них профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Владимир Лебусов, начальник Центрального военного оркестра Минобороны России Сергей Дурыгин. Известный джазмен Игорь Бутман дал мастер-класс по импровизации, виртуозно приоткрыв тайны языка, которым в совершенстве владеют джазмены всего мира. А в перерывах между музыкальными классами ребята купались, загорали, ездили на экскурсии, провели турнир по футболу.

Игорь Бутман дал мастер-класс игры на саксофоне

Кульминацией творческой смены стал гала-концерт всех оркестров, к которому молодые таланты готовились на протяжении всей смены. На главной площадке «Артек-арена», вмещающей 4 тысячи зрителей, прозвучали произведения известных композиторов – как российских, так и зарубежных. Апофеозом события стало выступление сводного оркестра, где на сцене сошлись все 600 юных музыкантов. Они вместе исполнили гимн России, марш «Триумф победителей», песню Исаака Дунаевского «Моя Москва», попурри из детских песен и преисполненное патриотизма произведение Михаила Глинки «Славься».

В финале на сцене сошлись 600 музыкантов

Организатором летнего празднества выступили Национальный фонд поддержки правообладателей и Ассоциация духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество». И. о. президента и Генеральный директор Музея музыкальной культуры имени Глинки Михаил Брызгалов рассказал, с чего всё началось...

Михаил Брызгалов на конференции Российского музыкального союза

– Михаил Аркадьевич, как родилась идея собрать вместе юных духовых дел мастеров и отправить почти на целый месяц в «Артек»?

– Идея проведения духовой творческой смены принадлежит заместителю председателя правительства России Ольге Юрьевне Голодец и народному артисту России, дирижёру, композитору, генерал-лейтенанту Валерию Михайловичу Халилову. Но ей предшествовала целая цепочка событий. В прошлом году, опять же по инициативе Валерия Михайловича, которую активно поддержала Ольга Юрьевна, было принято решение о создании Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах. В октябре прошлого года состоялось историческое для музыкального мира событие. В стенах Музея музыкальной культуры имени Глинки в присутствии Ольги Юрьевны и Валерия Михайловича прошло учредительное собрание ассоциации – первой организации в России, выражающей интересы духовиков. Так появилось наше «Духовое общество». На собрании присутствовали как представители органов власти на уровне заместителей губернаторов, так и ведущие музыканты в жанре духовой музыки со всех регионов страны. Естественно, была разработана стратегия действий и план ближайших мероприятий. Тогда же и прозвучала идея о проведении в «Артеке» летней творческой смены, которая бы объединила талантливых детей, увлечённых духовой музыкой. Идея была поддержана всеми участниками встречи. Но… в планы вмешалась декабрьская катастрофа-трагедия прошлого года… В начале этого года состоялось собрание учредителей, было решено продолжать начатое дело. По решению учредителей на меня возложена ответственность за исполнение обязанностей президента ассоциации.

– «Артек» всегда был местом, где отдыхали лучшие из лучших. По какому принципу набиралась творческая смена?

– Это не просто лучшие музыканты, а победители и лауреаты молодёжных конкурсов. Среди участников летней смены только один коллектив из Москвы. Остальные ребята в основном из глубинки. Многие юные музыканты из малообеспеченных семей: ребята не то чтобы моря не видели – в областной центр, может быть, не выезжали. Конечно, чтобы найти одарённых, талантливых ребят, понадобилось время. Вначале был проведён мониторинг оркестров – профессиональных, любительских, взрослых, детских, действующих при филармониях и детских школах, или же самостоятельных, работающих по собственной инициативе. К тому же есть музыканты, которые играют сольно или же выступают на духовых инструментах в составе других оркестров – например, симфонических или народных инструментов. Исследование потребовало времени. Кроме того, далеко не всегда люди на местах оперативно реагировали на наши запросы о предоставлении данных – мол, есть дела поважнее. Но что может быть важнее патриотического воспитания подрастающего поколения? Ведь именно духовая музыка несёт в себе ярко выраженный воспитательный элемент любви к родному Отечеству. Под духовые марши наши отцы и деды уходили защищать родную землю. С песней поднимались в бой. А когда возвращались, их вместе с матерями встречал оркестр. Духовая музыка – стержень патриотизма, она символизирует любовь к родной земле, уважение к собственной истории, память о доблестных предках. Об этом приходилось не раз повторять в письмах, запросах, чтобы ускорить перепись. Очень кстати пришлось взаимодействие с представителями власти на местах на уровне вице-губернаторов. Никогда на уровне правительства тема духовых исполнителей не поднималась. Это событие придало силы, на нас обратили внимание. Так постепенно мы дошли, говоря словами песни – «от Москвы до самых до окраин…». А вместе с тем открыли новые имена и вскрыли насущные проблемы.

– Какие?

– Например, к настоящему времени в России не осталось ни одной действующей фабрики по производству духовых и ударных инструментов. Напомню, что в Ленинграде делали прекрасные тубы, в Энгельсе Саратовской области – ударные инструменты и пионерские горны… Есть и другие примеры. На смену отечественному производителю пришли зарубежные. Дети играют на инструментах, произведённых в Корее, Китае, Японии, на Тайване. Рынок насыщен недорогими изделиями, качество которых оставляет желать лучшего. Но представители Минпрома говорят, что у нас в стране остались производственные площади и оборудование, которые можно восстановить. Для этого нужно предпринять некоторые усилия. Понимание этого вопроса существует. Восстановление – вопрос перспективы. Другая важная проблема – укомплектование оркестров музыкантами и музыкальными инструментами. Существуют хорошие коллективы, в которых, например, отсутствует дирижёр или руководитель. Нужно наладить систему координации, обмена информацией, распределения выпускников учебных заведений… Всё это раньше работало. Ассоциация пока делает первые шаги. Многое предстоит сделать.

– Осенью нас ждёт фестиваль «Спасская башня». Вы планируете в нём участвовать?

– Ассоциация стала партнёром фестиваля «Спасская башня» – самого знаменитого в мире фестиваля военно-духовой музыки. 25–28 мая в Александровском саду совместно провели смотр детских духовых оркестров Центрального федерального округа. Очень символическое место – у Кремлёвской стены, рядом с Могилой Неизвестного Солдата. Ежедневно на выступлениях присутствовало очень много зрителей. Дети набирались опыта публичных выступлений, а взрослые слушали многие произведения буквально «со слезами на глазах». По сути, это был настоящий парад музыки и песни. Но ребята всё-таки соревновались за право участия в «Спасской башне». А 27 мая на Красной площади состоялось выступление сводного детского духового оркестра, в котором приняли участие 1200 юных музыкантов. Это было потрясающе! Смотр стал ещё одним шагом в деле популяризации духовой музыки. А потом был «Артек»… Теперь это уже позади. Но впечатления, радость в сердцах детей остались на всю жизнь. А всё хорошее должно быть постоянно. Мы уже договариваемся о проведении аналогичной творческой смены в следующем году. А пока идут переговоры, победители майского смотра готовятся к осеннему фестивалю «Спасская башня» – крупнейшему в мире параду духовой музыки. Пусть на смену нынешним музыкантам и мастер-классам приходят новые коллективы, мастера, педагоги, чтобы детский музыкальный посыл никогда не угасал, а вместе с ним в глазах ребят не затухал огонёк любви к родине.

Фото: пресс-служба Музея музыкальной культуры имени Глинки