Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

На антикварном салоне коллекционеры приценились к XX веку

На антикварном салоне коллекционеры приценились к XX веку У картины Левитана «Волга. Тихий день»

В Центральном Доме художника завершился 39-й Российский антикварный салон. Позолоченные фарфоровые статуэтки, инкрустированные драгоценными камнями каминные часы, ювелирные украшения Фаберже, Болин, Маршака; расписанные и декорированные ангелочки, балерины, солдатики, именные кофейные чашечки и блюдца на исторические сюжеты и с портретами военачальников, императоров и императриц, принцев и принцесс… Полмиллиона образцов декоративно-прикладного и изобразительного искусства способны были затмить своим блеском, лоском взор даже далёкому от мирской суеты аскету, не говоря уже об истинных ценителях и коллекционерах. Чем не парад, участники которого явили предметы, способные украсить жизнь ценителя старины, обладающего плотным кошельком и понимающего, куда надо вкладывать деньги в кризис?! Картина Левитана «Волга. Тихий день» продавалась за три миллиона. Натюрморт с розами Коровина стоил на миллион меньше. Цены, конечно, в долларах. Для тех, кому подлинники не по карману, изделия от мастеров копий, среди которых бронзовые скульптуры от Барбедьена. В конце XIX века выходец из семьи фермеров получил от французского правительства монополию на копирование античных скульптур для всех музеев Франции. Теперь они украсили не только парижский Лувр, но и московский ЦДХ. Конечно, помпезная и вычурная французская классика, шик имперского стиля сыграли роль доминанты салона, но не менее важное место в экспозиции заняли искусство и дизайн XX века.

Впервые представлена коллекция мебели модернизма в скандинавском стиле. В собрании столовый гарнитур – барная стойка, обеденный стол, кресла, произведённые в Дании в 50 – 60-е годы. В дизайне те же технологии и элементы, что использовались послевоенной промышленностью в автомобилестроении. Отдалённо напоминают «кадиллак», «фиат», «победу», «чайку» – только в уменьшенных размерах: те же округлые, устремлённые вперёд формы с обтекаемыми углами. В качестве материала использованы ценимый в индустрии палисандр, хромированные покрытия, ткань и кожзаменитель, который именно в те годы вошёл в моду и стал активно использоваться при пошиве одежды и при отделке мебели. По меркам антикварного салона вполне доступные цены. Комплект из двух кресел – 800 тыс. рублей, отдельно стоящее кабинетное кресло – 250 тыс. рублей.

– Если в Европе интерес к модернизму уже стабилен на протяжении нескольких лет, то у нас он только появляется, – рассказывает директор антикварной галереи «Трианон» Александр Губанов. – Это эстетика скандинавских дизайнеров. Коллекция интересует абсолютно всех, потому что она – новый опыт визуального восприятия.

Ну а там, где мебель, быть ковру. По мнению специалистов, непременный атрибут советских квартир и восточных дворцов переживает своё второе рождение. Ведущие глянцевые издания в сфере архитектуры и дизайна отводят художественному изделию далеко не последнее место на своих полосах. «Лицо» галереи Art de Vivre – ковёр 1910 года, специально сотканный по заказу тогдашнего губернатора Санкт-Петербурга. Здесь же армянский именной ковёр, сделанный в подарок семье Григорян в 1914-м – в год начала армянского геноцида. Его стоимость 400 тыс. рублей.

– Обратите внимание на картину Павла Федотова «Завтрак аристократа», – рассказывает менеджер компании «Ковры на Никитской» Алексей Волгин. – Середина XIX века. Молодой дворянин явно в бедственном положении, но окружён предметами былой роскоши. Картины, полированный стол, уютное кресло, обитое зелёным сукном, и роскошный шерстяной ковёр. Он всегда был признаком благосостояния. Современные производители восстанавливают старые рисунки, используют те же технологии ручного производства, сохраняют сюжет, выдерживают цвет, пропорции. Теперь это стильный, модный арт-объект, которым интересуется новое поколение молодых состоятельных людей.

Кстати, нынешний салон стал интересен не только коллекционерам и ценителям старины: впервые в рамках его работы некоммерческое партнёрство, представляющее интересы авторов в сфере искусства – НП «УПРАВИС», организовало и провело международный круглый стол на тему «Международный опыт реализации права следования». Среди участников мероприятия разгорелась острая дискуссия по поводу сборов и отчислений с проданных на антикварном рынке экспонатов в пользу авторов. Хотелось бы верить, что с решением этой проблемы эпоха «недооценённых при жизни художников» ляжет на полки среди антиквариата.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости