Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

На Мадейре открыли памятник Карлу Брюллову

На Мадейре открыли памятник Карлу Брюллову

Бронзовый бюст установлен на высоком постаменте в центральном парке города Фуншала – столицы острова.
Эта работа местного скульптора Луишу Пайшау стала первым памятником русскому в Португалии. С 1849 по 1850 годы художник, пребывая здесь на лечении, написал несколько картин, одна из которых – «Вид форта Пику на острове Мадейра» – десять лет назад заняла своё место в брюлловском зале Третьяковской галереи. И сейчас, глядя на неё, сотрудник научно-просветительского отдела музея и председатель правления Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова Елена Бехтиева не может скрыть своего волнения. Горный пейзаж на закате дня, вишнёво-розовая дымка тумана, нависающая над крепостью сизая туча.
Грозный средневековый форпост перед натиском природной стихии Атлантики выглядит немощным и почти игрушечным. Узнаваем почерк русского живописца: яркие краски сгущаются, переходят в тёмные тона, пурпуром вытесняется гнетущий холод. Это так называемый эффект двойного освещения, за который ценят и любят Брюллова.

Но, рассматривая небольшое полотно в Третьяковской галерее, мало кто догадывается, что история его приобретения не менее захватывающая, чем представленный на нём сюжет. Долгие годы картина находилась в частной коллекции на Мадейре. О её существовании знали единицы в Португалии и никто – в России. Оказавшись на острове и изучая в ходе поисковой работы это частное собрание, состоящее из произведений исключительно европейских художников, Елена Владимировна невольно остановилась перед пейзажем. Её как молнией пронзило: «Это же Брюллов!» Но тотчас же стали одолевать сомнения, и было отчего. К тому времени у исследователей творчества мастера бытовало устоявшееся мнение: художник писал исторические картины, портреты и жанровые сцены. В одних пейзаж присутствует как дополнение, как фон. В других – например, в серии греческих пейзажей – он выполнен акварелью. А на этой картине – чистый пейзаж, написанный масляными красками. К тому же о таком произведении ни в одном каталоге не упомянуто! Но именно характерные мазки в сочетании с излюбленной Брюлловым цветовой гаммой привели сотрудницу Третьяковской галереи к убеждению в том, что истинным автором полотна является Брюллов. Она позвонила в Москву и высказала свои предположения. С этого момента картина начала свой непростой путь на родину, который продолжался несколько лет.

После длительных переговоров и уговоров владелица полотна согласилась провести экспертизу на предмет уточнения авторства. В декабре 2002 года группа экспертов, оснащённых современным оборудованием, вылетела в Лиссабон. После скрупулёзного исследования авторство Карла Брюллова было подтверждено. В процессе осмотра специалисты обнаружили незавершённый фрагмент картины, встречающийся в нескольких работах художника, включая знаменитые «Автопортрет» и «Вирсавию». Кроме того, выяснилось, что холст, на котором написан пейзаж, Брюллов приобрёл
в Англии, где находился перед поездкой на Мадейру. А главное – обнаружили подпись Брюллова, которую невозможно было увидеть невооружённым глазом. Это была сенсация!

Но даже после экспертного подтверждения ранее сделанного открытия картина попала на родину только благодаря настойчивости и упорству работников Третьяковской галереи. Владелица полотна запросила сумму в 225 тысяч евро. Причём срочная необходимость в деньгах побудила её ограничить сроки исполнения обязательств четырьмя месяцами. Удивительно, но сумму, равную стоимости московской квартиры в престижном районе, нынешние промышленники, скупающие элитные метры, не нашли. Чтобы вернуть картину в Россию, директору музея пришлось обратиться за помощью к президенту. Это спасло ситуацию: картину удалось выкупить для национальной галереи, предотвратив её исчезновение из поля зрения специалистов и широкой публики в одной из частных европейских коллекций.

Владелице надо отдать должное: она последовала завещанию отца, который просил в случае необходимости вернуть картину на родину художника. Поступившись более выгодными предложениями, дочь выполнила его волю, и в августе 2003 года картина Карла Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра» была доставлена в Москву.