Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

На Мадейре открыли памятник Карлу Брюллову

На Мадейре открыли памятник Карлу Брюллову

Бронзовый бюст установлен на высоком постаменте в центральном парке города Фуншала – столицы острова.
Эта работа местного скульптора Луишу Пайшау стала первым памятником русскому в Португалии. С 1849 по 1850 годы художник, пребывая здесь на лечении, написал несколько картин, одна из которых – «Вид форта Пику на острове Мадейра» – десять лет назад заняла своё место в брюлловском зале Третьяковской галереи. И сейчас, глядя на неё, сотрудник научно-просветительского отдела музея и председатель правления Благотворительного фонда имени П.М. Третьякова Елена Бехтиева не может скрыть своего волнения. Горный пейзаж на закате дня, вишнёво-розовая дымка тумана, нависающая над крепостью сизая туча.
Грозный средневековый форпост перед натиском природной стихии Атлантики выглядит немощным и почти игрушечным. Узнаваем почерк русского живописца: яркие краски сгущаются, переходят в тёмные тона, пурпуром вытесняется гнетущий холод. Это так называемый эффект двойного освещения, за который ценят и любят Брюллова.

Но, рассматривая небольшое полотно в Третьяковской галерее, мало кто догадывается, что история его приобретения не менее захватывающая, чем представленный на нём сюжет. Долгие годы картина находилась в частной коллекции на Мадейре. О её существовании знали единицы в Португалии и никто – в России. Оказавшись на острове и изучая в ходе поисковой работы это частное собрание, состоящее из произведений исключительно европейских художников, Елена Владимировна невольно остановилась перед пейзажем. Её как молнией пронзило: «Это же Брюллов!» Но тотчас же стали одолевать сомнения, и было отчего. К тому времени у исследователей творчества мастера бытовало устоявшееся мнение: художник писал исторические картины, портреты и жанровые сцены. В одних пейзаж присутствует как дополнение, как фон. В других – например, в серии греческих пейзажей – он выполнен акварелью. А на этой картине – чистый пейзаж, написанный масляными красками. К тому же о таком произведении ни в одном каталоге не упомянуто! Но именно характерные мазки в сочетании с излюбленной Брюлловым цветовой гаммой привели сотрудницу Третьяковской галереи к убеждению в том, что истинным автором полотна является Брюллов. Она позвонила в Москву и высказала свои предположения. С этого момента картина начала свой непростой путь на родину, который продолжался несколько лет.

После длительных переговоров и уговоров владелица полотна согласилась провести экспертизу на предмет уточнения авторства. В декабре 2002 года группа экспертов, оснащённых современным оборудованием, вылетела в Лиссабон. После скрупулёзного исследования авторство Карла Брюллова было подтверждено. В процессе осмотра специалисты обнаружили незавершённый фрагмент картины, встречающийся в нескольких работах художника, включая знаменитые «Автопортрет» и «Вирсавию». Кроме того, выяснилось, что холст, на котором написан пейзаж, Брюллов приобрёл
в Англии, где находился перед поездкой на Мадейру. А главное – обнаружили подпись Брюллова, которую невозможно было увидеть невооружённым глазом. Это была сенсация!

Но даже после экспертного подтверждения ранее сделанного открытия картина попала на родину только благодаря настойчивости и упорству работников Третьяковской галереи. Владелица полотна запросила сумму в 225 тысяч евро. Причём срочная необходимость в деньгах побудила её ограничить сроки исполнения обязательств четырьмя месяцами. Удивительно, но сумму, равную стоимости московской квартиры в престижном районе, нынешние промышленники, скупающие элитные метры, не нашли. Чтобы вернуть картину в Россию, директору музея пришлось обратиться за помощью к президенту. Это спасло ситуацию: картину удалось выкупить для национальной галереи, предотвратив её исчезновение из поля зрения специалистов и широкой публики в одной из частных европейских коллекций.

Владелице надо отдать должное: она последовала завещанию отца, который просил в случае необходимости вернуть картину на родину художника. Поступившись более выгодными предложениями, дочь выполнила его волю, и в августе 2003 года картина Карла Брюллова «Вид форта Пику на острове Мадейра» была доставлена в Москву.