Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Не мудрствуя лукаво

Не мудрствуя лукаво Слева направо: Григорий – Денис Сарайкин; Крутицкий – Александр Лукаш; Турусина – заслуженная артистка России Галина Борисова

Театр «У Никитских ворот» открыл театральный сезон спектаклем «Мудрец» по пьесе Александра Островского

«Сюжет так серьёзен, что торопиться никак нельзя, особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько», – писал Александр Островский своему другу, актёру Императорских театров Фёдору Бурдину, когда работал над пьесой «На всякого мудреца довольно простоты». После того как её опубликовал журнал «Отечественные записки», общество разделилось. Однако, как сегодня сказали бы, число лайков превысило количество дизлайков, и 16 октября 1868 года царская цензура допустила комедию к постановке. Сначала премьера прошла в Санкт-Петербурге, через месяц в Москве. Восторженная публика прерывала её несколько раз, вызывая на сцену автора. С тех пор пьеса Островского в репертуаре едва ли не всех драматических театров страны. Спустя 150 лет театр «У Никитских ворот» открывает новый 37-й сезон своей версией неувядающей авантюры Егора Глумова. Режиссёр – Аркадий Кац. Для народного артиста Латвии и Украины это третья постановка пьесы. Первый раз режиссёр к ней обратился в 1973 году на сцене Рижского театра русской драмы, во второй – в 2003 в театре «У Никитских ворот». Если 16 лет назад зрители увидели комедию-фарс, то на этот раз ему предложили классическое прочтение пьесы в соответствии с авторским текстом. Костюмы и старинные романсы воссоздают дух и предпочтения прошлого. Спектакль отсылает во времена драматурга, но звучит также остро и злободневно, как в XIX веке. В эпоху нанотехнологий и инновационных решений классический персонаж совсем не канул в Лету – знай, плывёт себе на поверхности, ничуть не укрываясь.

– Это абсолютно неисчерпаемый материал, как и любая настоящая классика, тем более, когда речь идет об Островском, который, конечно, является лучшим национальным драматическим поэтом. Благодаря этой пьесе мы можем затронуть очень многие пласты настоящего и прошлого, – прокомментировал свой выбор Аркадий Фридрихович.

Глумов – Александр Чернявский; Мамаева – Наталья Троицкая

Но постановка настолько насыщена аллюзиями, что за время просмотра видишь перед собой главных персонажей родной классики – и Чацкого из «Горе от ума», и Хлестакова из «Ревизора», и Арбенина из «Маскарада», и Бендера из «Двенадцати стульев»… И мимолётом, будто вскользь, улавливаешь среди них героев современной элиты.

Простые невычурные декорации стоят по своим местам. По периметру сцены развешены предметы гардероба. В центре постоянно переставляются стулья (не те ли самые, что так настойчиво искал великий комбинатор?), по краю – книжный стеллаж с бюстом Гоголя, томиком «Мертвых душ» и злополучным дневником.

– Всё не случайно. Обратите внимание: декораций будто нет, но антураж подсказан Лермонтовым. Мы все из маскарада, мы все ряженые. Все, кто почувствовал себя лучше, сильнее, умнее ближнего своего априори ничтожества, – пояснил режиссёр.

Герой пьесы Егор Глумов энергичен и талантлив. Чтобы выйти «в люди» и получить положение, играет по правилам сильных мира сего: «Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Он также льстит, угождает, соблазняет, лжёт… И ведёт дневник, который, в конце концов, становится достоянием общественности. Тайное становится явным. Кто он? Подлец? Авантюрист? Герой? Исполнитель главной роли Александр Чернявский показал своего героя не беспринципным карьеристом, а игроком, использующим данные обстоятельства в свою пользу. Но, собственно, а судьи кто? Мамаевы? Крутицкие? Городулины?.. В какой-то момент кажется, что сейчас Глумов развернётся и со сцены запоёт известную «Песенку Остапа»: «И перед кем же мне извиняться? / Мне уступают, я не смею отказаться. / И разве мой талант, и мой душевный жар / Не заслужили скромный гонорар?». Но нет. Кац начинает и завершает спектакль гоголевскими словами: «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа.». Хочется артистов вызвать на бис и увидеть спектакль ещё раз. Браво!


Глумов – Александр Чернявский; Городулин – заслуженный артист России Юрий Голубцов

Фото: пресс-служба театра «У Никитских ворот»