Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Очень тихое кино

Очень тихое кино

В Москве прошёл кинофестиваль фильмов о тех, кто не слышит

Что испытывает влюблённый в рок музыкант-ударник, который однажды утром понимает, что не слышит звуки собственного инструмента? Что переживает талантливый танцор, потерявший после драки слух? Что чувствует девочка, живущая в двух мирах – с глухими родителями и вполне обычными сверстниками? Но главное – как герои наших дней преодолевают безысходность и безвыходность ситуации, которую им подбросила судьба?.. А вы можете быть готовы к такому повороту?.. Ответы на эти очень важные и сложные вопросы попытался дать II кинофестиваль «Мир сквозь тишину», прошедший в Москве в первых числах октября при участии Национального фонда поддержки правообладателей. 18 картин о глухих, снятых в том числе с участием неслышащих режиссёров, операторов, актёров, на протяжении трёх дней соревновались за право быть лучшей. Впрочем, как сказал на открытии председатель жюри Андрей Житинкин, для большинства работ попасть в шорт-лист конкурса – уже победа.


Председатель жюри, народный артист РФ Андрей Житинкин

В предварительном отборе участвовали 57 кинолент. Это более чем в два раза превышает число заявок, присланных для участия в финале прошлого, I кинофестиваля «Мир сквозь тишину». Тогда, в октябре 2019-го, в отборочном туре участвовали 25 картин. В составе нынешнего жюри актриса театра и кино Дарья Белодед, директор театра «Недослов» Сергей Бидный, директор Региональной общественной организации людей с инвалидностью «Перспектива» Денис Роза, кинорежиссёр Наталья Кадырова, директор Театра мимики и Жеста Роберт Фомин, кинорежиссёр и сценарист Александр Фомичёв. Им есть из чего и кого выбирать. Состав участников в этом году оказался и более сильным. Достаточно отметить обладательницу двух «Оскаров», бельгийско-американскую работу Дариуса Мардера «Звук металла». Также среди номинантов кинокартины из Англии, Австралии, Польши, США, Канады и, что особенно отрадно, – сразу несколько лент из России. Ещё несколько лет назад такое было невозможно даже представить. Первой и одной из немногих картин, по которой большинство соотечественников знали о жизни неслышащих, долгое время оставалась «Страна глухих», снятая почти четверть века назад. Кстати, как признавались сами зрители с нарушением слуха, история Ренаты Литвиновой, показанная режиссёром Валерием Тодоровским, очень далека от реальности. Но, несмотря на разность мнений, фильм дал импульс развитию темы в отечественном кинематографе, а вместе с ним и зрительскому интересу. Так что ситуация меняется, чему в подтверждение и фестиваль.

Две из четырёх представленных работ – короткометражная «Мой папа» Владимира Чернявского из Ставрополя и дипломная трэш-комедия «Клоуны. Психоделика» выпускника Высших курсов сценаристов и режиссёров Андрея Андрейкина – сняты глухими режиссёрами. Как отметил на открытии Сергей Бидный, «снимать о глухих сложно, но возможно».


Художественный руководитель Театра Мимики и Жеста Роберт Фомин и Александр Гениевский

В день открытия и закрытия на фестивале всё символично вплоть до места торжественных событий – кинотеатра «Поклонка» на Поклонной горе, где прошли обе церемонии. Здесь всё навеяно преодолением и победой, в том числе и над давящими обстоятельствами. Вот и сегодня, в непростое время, вызванное пандемией, фестиваль после переноса сроков с мая на октябрь состоялся вопреки. Президент кинофестиваля и советник по развитию кинематографии при президенте Всероссийского общества глухих (ВОГ), режиссёр Александр Гениевский не скрывает радости:

– Наш фестиваль маленький, но он растёт. Ему два годика, а он уже занимает достойное место. Спасибо, что в такое сложное время пришли.

Зал откликается овациями на двух языках – меньшинство привычно хлопает, большинство же поднимают руки вверх и крутят ладонями. Так на языке жестов звучат аплодисменты. В перерывах между приветственными словами выступающих на открытии и объявлением номинаций на закрытии изящно и выразительно поют и танцуют артисты Театра Мимики и Жеста и «Недослов».


На сцене актёры Театра Мимики и Жеста Алексей Лемешев и Ольга Вологжина

Представление постепенно открывает культуру глухих людей. Трудно не согласиться с Сергеем Бидным: «Для того чтобы снять кино о глухих, нужно понимать, как устроен мир глухих, нужно погрузиться… У глухих людей есть особенности, в которые нужно вникнуть». В фестивальные дни это сделать несложно. Но они закончатся и что дальше? Ясность сценического действа такой только кажется: она скрывает глобальные проблемы сообщества.


Учредитель и президент кинофестиваля Александр Гениевский

– Мы живём в стране, где жестовый язык законодательно признан одним из государственных языков, – рассказывает Александр Гениевский. – Но много ли телевизионных каналов демонстрируют художественные и социальные программы с субтитрами или синхронным жестовым переводом?.. Их почти нет, что сильно огорчает почти 15-миллионную аудиторию неслышащих и ещё около 20 миллионов слабослышащих людей в нашей стране. Мечтаю о том времени, когда я, обычный глухой человек, включу телевизор и выберу ту телепередачу или кинофильм, которые мне более всего по душе, и вот тогда я почувствую себя одним из 140 миллионов граждан России. Хочется, чтобы кинофестиваль на жестовом языке стал движущей силой всех творческих неслышащих людей разных профессий. Это и есть та самая причина, по которой мы с командой коллег организовали этот кинопраздник, благодаря которому неслышащие рассказали о себе с большого экрана. Надо, чтобы такие кинофильмы стали доступными для большинства людей – как в прокате на большом экране, так и на телевидении. Возможно, тогда большинство людей отступят от стереотипов по отношению к неслышащим и увидят удивительно многогранный, полный ярких и живых красок «Мир Тишины».

Неслучайно кинопоказы претворяет выставка глухих художников. В холле кинотеатра в дни фестиваля экспонируется живопись Юрия Чернухи, Александра Мартьянова, Юлии Худяковой, Михаила Горюнова, скульптура Адиля Алиева.

Конкурсные показы были открыты для всех желающих. Каждый фильм сопровождали субтитры на русском языке. И, откровенно говоря, если бы не фестиваль, наверное, большинство присутствующих в зале эти фильмы если и увидели бы, то гораздо позже. И очень многое потеряли бы. Уже фильм-открытие «Звук металла» затягивает с первых кадров. Желание понять и узнать оборачивается невозможностью оторваться от экрана. После просмотра чувствуешь зыбкость и важность бытия. Публика не расходится – обсуждает. Фильм получает «Специальный приз». Актёр Риз Ахмед, сыгравший главную роль, – приз в номинации «Лучшая мужская роль», а Пол Рэйси – за лучшую роль второго плана. Увы, главных героев киноэкрана в зале нет. В условиях пандемии всем собраться сложно. Но на церемонии награждения присутствуют гости из Армении, Узбекистана, Молдавии. В зале президент ВОГ Станислав Иванов и лидер Всемирной федерации глухих Джозеф Мюррей.


Главная награда осталась в России

Награда – изящная стеклянная статуэтка в виде пламени, на которой выгравированы названия номинации победителя и ладонь, в которой бьётся сердце, понятна на любом языке. Большинство призов улетает в Европу и за океан, но главная остается в России. Лучшим игровым полнометражным фильмом стала работа российского режиссёра Анара Абасова «Битва». И, по мнению многих зрителей в зале, история профессионального танцора и хореографа в исполнении Риналя Мухаметова не менее захватывающая, чем история американского рокера. И если они сошлись на одной сцене и на одном экране – быть диалогу, познанию, проникновению одной культуры в другую. А когда эта встреча проходит вместе с фестивалем во второй раз, можно говорить уже о доброй традиции. Значит, кино сквозь тишину быть!

Победители кинофестиваля «Мир сквозь тишину»:

«Самый актуальный фильм из жизни неслышащих» – «Несчастный глухой», реж. Марк Коркиндейл (Австралия)

«Лучший режиссёр» – Дэвид Эллингтон, «Надежда» (Великобритания)

«Лучшая женская роль» – «Узнать его», реж. Тед Айванс (Великобритания)

«За лучший актерский ансамбль» – «По-прежнему здесь», реж. Луис Нитлинг (Великобритания)

«Лучший короткометражный фильм» – «Своя-чужая», реж. Эрика Дэвис-Марш (США)

«Приз зрительских симпатий» – «Мой папа», реж. Владимир Чернявский (Россия)

«Лучшая студенческая работа» – «Клоуны. Психоделика», реж. Андрей Андрейкин (Россия)

Фото: Оксана Смидович