Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

Пани Зося отмечает юбилей

Пани Зося отмечает юбилей  В 75 лет Валентина Шарыкина так же стройна, улыбчива и обаятельна, как её несравненная героиня – пани Зося из знаменитого телетеатра «Кабачок “13 стульев”». Более пятидесяти лет она на сцене Театра сатиры. Сыграны десятки ролей в кино… Но для большинства Валентина Дмитриевна ассоциируется с образом милой официантки польского ресторанчика, непринуждённая атмосфера которого была воссоздана на советском телевидении. Вспоминается одна из реплик завсегдатаев кабачка: «Скажите, Зосенька, в нашем городе что-нибудь открыто после девяти вечера?». И лаконичный ответ: «Конечно! Почтовые ящики!».

– В первые годы программа записывалась как спектакль, – вспоминает заслуженная артистка России.

– Все артисты собирались в студии и разыгрывали сценки. Было забавно наблюдать, как мы поём песни. Редакторы писали русские тексты, имитирующие произношение иностранных слов. Такую абракадабру мы исполняли и слушали за столиками, а зрители уже видели запись с наложенной на губы «правильной» песней.

Позже собрать всех артистов в одно время было уже невозможно. Каждому назначали определённый час и записывали отдельно. К тому же участие ведущих артистов Театра сатиры в телешоу вызывало недовольство у главного режиссёра театра Валентина Плучека: краски с мольберта ревностного художника растрачивались, расходовались не там, где должно…

Сейчас она сама не понимает, как выдержала темп 60-80-х годов: утром репетиция, в обед съёмки, вечером спектакль. В 80-е она из программы ушла, а вскоре после этого закрылся и сам «Кабачок». Но театр остался, а вместе с ним плотный график. Иногда давала по 32 спектакля в месяц! Нагрузка непосильная. В августе 1987-го играли в Риге «Женитьбу Фигаро». За несколько дней до гастролей умер Анатолий Папанов. Весь репертуар свалился на Андрея Миронова. Валентина Шарыкина стояла за кулисами в ожидании своего финального выхода, как вдруг увидела, что он хватается за бордюрчик стоящей на сцене беседки. Андрей продолжает вести монолог, но слов не слышно: только шевелятся губы… Он умер у неё на глазах. Они дружили со студенчества. На втором курсе Щукинского училища (Театральный институт имени Б. Щукина – Ред.) Валентина Шарыкина сыграла в его первой режиссёрской работе – студенческом этюде

«Загадочная натура».

– Это был первый успех, – вспоминает Валентина Дмитриевна. – После него я обрела крылья…

Миронов привёл её в Театр сатиры, которому она верна до сих пор: «Бег», «Время и семья Конвей», «Дон Жуан, или Любовь к геометрии», «Женский монастырь», «Проделки Скапена», «Восемь любящих женщин», «Мольер (Кабала святош)», «Хомо Эректус»… Жалеет, что на плёнку не сняли легендарный «Бег», где играла с Анатолием Папановым:
– Каждый раз перед выходом на сцену он настолько волновался, что вытирал платком испарину со лба.

А теперь Валентина Дмитриевна получает удовольствие от игры в «Бешеных деньгах», «Проделках Скопена». Отыграв, спешит домой к мужу и любимым домашним питомцам.