Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

По императиву Канта

По императиву Канта Владимир Мединский и Вера Таривердиева на закрытии
X Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева в Калининграде

Дом мгновений Микаэла Таривердиева станет музеем

Жена Микаэла Таривердиева – Вера Таривердиева – решила передать в дар Музею Глинки архив своего супруга – замечательного композитора, известного своей необыкновенной музыкой, в том числе к кинофильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или с Лёгким паром!». В архиве документальные свидетельства плодотворного творчества и насыщенной жизни автора. Среди раритетов черновики, ноты, рукописи, дневники, инструменты, которые Вера Гориславовна завещала музею вместе с квартирой Микаэла Леонидовича.

– Это уникальный мир Таривердиева, приходя в который люди сразу начинают чувствовать человека. Я приняла решение написать завещание и передать всё музейному объединению, чтобы квартира стала частью этого замечательного комплекса.

Конечно, прежде чем передача произойдёт, в доме, выражаясь словами генерального директора Музея Глинки Михаила Брызгалова, предстоит навести порядок – провести инвентаризацию, сделать полное описание вещей композитора.

Кафедральный собор в Калининграде

Заявление Вера Гориславовна сделала на пресс-конференции по случаю X Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева, которая прошла в перерывах между его турами. Одним из организаторов выступил Музей Глинки.

По сути, это крупнейший биеннале в мире органной музыки. Старт нынешнего, юбилейного, был дан в Германии. Затем музыкантов принимали и выдвигали в следующий тур (всего три) американский город Лоуренс и Москва. Финал прошёл на одной из лучших европейских площадок органной музыки – в Калининграде, в Кафедральном соборе, под стенами которого похоронен великий немецкий философ Иммануил Кант. Небезызвестный факт – автор Основ метафизики нравственности не слыл большим меломаном, хотя и дружил с композитором Иоганном Ф. Райхардом. Стоило где-нибудь зазвучать музыке, и Кант незаметно покидал общество. Правда, нужно отметить, что философ признавал её социальное значение. Когда в Кёнигсберге попытались запретить студенческие балы, выступил в их защиту – мол, говоря современным языком, подобные музыкальные вечеринки сближают представителей разных сословий.

Жюри первого этапа конкурса в Гамбурге

Вот и теперь на городских концертных площадках ныне самого западного российского форпоста собрались из разных стран не только лучшие органисты, но и поклонники органа, среди которых был и Микаэл Таривердиев: «Орган интересовал меня всегда. Играть на нём я учился ещё в годы учёбы у Арама Ильича Хачатуряна. У него в классе был маленький орган. И когда Хачатурян уезжал – а это бывало довольно часто – я оставался там – сочинял, играл на органе, импровизировал. А в последние годы орган стал моим любимым инструментом, и я много писал для него», – писал в своей автобиографической книге композитор. Так что конкурс, который проводится с 1999 года, носит имя советского композитора вовсе не случайно.

В этом году ему сопутствовали знаковые и далеко не ограниченные жанром органной музыки концерты ставшего уже традиционным фестиваля «Орган +». Зрители познакомились с эксклюзивной программой известного виолончелиста Бориса Адрианова, поклонники фортепианной игры увидели выступление одного из виртуозных пианистов современности Бориса Березовского. В дни фестиваля прошли авторский вечер композитора Леонида Десятникова и концерт к 90-летию Эльдара Рязанова «Со мною вот что происходит» с участием Эммы Рязановой, Гоши Куценко и солистов Калининградского областного оркестра русских народных инструментов. Но главной площадкой всё-таки являлся Кафедральный собор, где на протяжении нескольких вечеров выступили виднейшие органисты. А победителем конкурса стала исполнительница из Венгрии Зита Науратилл. В специальной номинации «За лучшее исполнение произведений Микаэла Таривердиева» награды удостоился музыкант из США Тайлер Боэмер. А по сложившейся традиции один из организаторов конкурса – крупнейший производитель автомобилей в регионе «Автотор» – специально остановил конвейер, чтобы устроить своим рабочим в цеху концерт классической музыки.

Победительница Зита Науратилл увезла главный приз – «Янтарного Ангела» – в Венгрию

Так в одном конкурсе сошлись философ, композитор, рабочие, артисты, музыканты и их поклонники, чтобы подтвердить слова Канта: «Музыка распространяет своё воздействие дальше, чем требуется, заставляет слушать её всех, даже тех, кто не в настроении в данный момент воспринимать музыку». Получается, философ признавал её доминанту. Потому, видимо, избегал. Стихотворение «Мгновения» Роберта Рождественского, которое хочется петь под музыку Микаэла Таривердиева, тому лучшее подтверждение: «Не думай о секундах свысока. / Наступит время, сам поймёшь, наверное, – / Свистят они, как пули у виска, / Мгновения, мгновения, мгновения…»


Фото: пресс-служба Музея Глинки