Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

РМС представил белгородской публике современное лицо классики

РМС представил белгородской публике современное лицо классики Алексей Рыбников, Эдуард Артемьев, Рашид Калимуллин. Фото: Анастасия Кутасова, Илья Игнатович

Вопреки доминирующему в наши дни стереотипу о том, что композиторы пишут понятное лишь для себя, сегодняшнее творчество всё-таки может быть нескучным, наполненным эмоциями и лирикой, что подтвердил концерт в Белгородской филармонии «Композиторы России – XXI век». Он стал частью Первого фестиваля современной музыки, организованного под эгидой Российского музыкального союза и Министерства культуры РФ. Зрители услышали произведения Алексея Рыбникова, Эдуарда Артемьева, Рашида Калимуллина в сопровождении симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Рашита Нигаматуллина.

Программу открыл изящный и воздушный Concerto grosso «Северный сфинкс» Алексея Рыбникова для скрипки, виолончели, гитары, фортепиано и камерного оркестра. Соло фортепиано – Ирина Соколова, гитары – Юрий Алешников, скрипки – Наталья Онищенко, виолончель – Ирина Александрова. Зал погрузился в атмосферу начала XIX века, навеянную композитору пьесами Метерлинка и наполненную эпохой правления Александра I – пожалуй, самого таинственного императора в отечественной истории, которого Пётр Вяземский в литературе сравнил с образом «не разгаданного сфинкса». Перед слушателями в музыкальный ряд укладываются дворцовые интриги, тайны Михайловского замка, наводнение в Петербурге, крестьянские бунты, отъезд в Таганрог и загадочная смерть. Музыканты своей игрой блестяще воплотили и передали романтику придворной жизни, в которую постепенно вторгаются предвестники нарастающего беспокойства. Не успеет император сойти с политической авансцены, как страну всколыхнёт восстание декабристов.

В продолжение историко-литературной темы прозвучали «Галантные сцены» Эдуарда Артемьева – сюита для флейты и фортепиано из старинных танцев, написанная к пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» о жизни французского драматурга Жана-Батиста Мольера. Перед публикой предстал весь цвет классического европейского танца на рубеже Ренессанса и Нового времени – немецкая «Аллеманда», испанская «Сарабанда», итальянская «Тарантелла», французские «Менуэт» и «Гавот»…

И как связующее звено, размывая временные, исторические и национальные границы, прозвучал Концерт для тенор-саксофона с оркестром Рашида Калимуллина – яркое, самобытное, темпераментное и очень современное, близкое каждому слушателю произведение. Ведь это уже признан¬ная современниками жизнеутверждающая классика XXI века!