Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

РМС увековечил имя Георгия Свиридова – автора бессмертной сюиты «Время, вперёд!»

РМС увековечил имя Георгия Свиридова – автора бессмертной сюиты «Время, вперёд!»

На городской карте достопримечательностей столицы появился новый адрес – Большая Грузинская, 36, строение 3: семиэтажная «сталинка», построенная в 30-е годы прошлого столетия по проекту одного из авторов Рижского вокзала Юлия Дидерихса. С 1968 по 1998 год в этом доме жил замечательный советский композитор Георгий Свиридов – автор неувядающих позывных современного века «Время, вперёд!» и бесконечно величественного и одухотворённого цикла «Метель».

Первый подъезд слева от арки, 6-й этаж, 30 лет жизни, за которые созданы великие произведения. Дмитрий Шостакович однажды о нём сказал: «У Свиридова нот мало. А музыки очень много». По признанию современников, Георгий Васильевич действительно минимальными средствами создал огромный мир русской музыки, любимый и признанный ныне во всех уголках земного шара. И только через 20 лет после смерти композитора свершилось долгожданное событие: по инициативе Российского музыкального союза 20 сентября в торжественной обстановке на фасаде здания была открыта мемориальная памятная доска работы скульптора Андрея Забалуева и архиектора Игоря Воскресенского – первый памятный знак композитору в столице.

На праздничной церемонии присутствовали родные и близкие Георгия Васильевича, а также актёры, режиссёры, музыканты, композиторы, музыковеды, общественные и политические деятели. Среди них музыкант Стас Намин, ректор Московской консерватории Александр Соколов, актёр, режиссёр и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, актёр и художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки» Николай Губенко, режиссёр Артём Михалков, руководитель Московского камерного хора Владимир Минин… И одними из главных действующих лиц торжественного мероприятия стали председатель правления Российского музыкального союза Андрей Кричевский и генеральный директор РМС Александр Клевицкий.

– Я был ещё совсем молодым композитором... – сказал на церемонии открытия Александр Клевицкий. – Воочию видел Георгия Васильевича Свиридова в качестве секретаря Союза композиторов Советского Союза, где у нас проходили заседания секретариата. Во главе стола сидел Тихон Николаевич Хренников, по левую руку от него – Георгий Васильевич, который не всегда соглашался с мнением Тихона Николаевича. Бывало и такое... У Георгия Васильевича всегда было своё мнение. Его талант был настолько высок, что уже при жизни он стал классиком. Помню себя учеником Хорового училища, его портрет уже тогда висел на стене среди портретов Бетховена, Мусоргского, Моцарта, Чайковского.

Слева направо: Ректор Московской консерватории Александр Соколов, генеральный директор РМС Александр Клевицкий, актёр, режиссёр и депутат Мосгордумы Евгений Герасимов, художественный руководитель театра «Содружество актёров Таганки» Николай Губенко, руководитель Московского камерного хора Владимир Минин, племянник композитора Александр Белоненко

С первых, хочется сказать не слов, а нот официальное мероприятие приобрело лёгкий оттенок дружественной встречи, наполненной воспоминаниями – тёплыми, душевными, как сама музыка композитора.

– Когда Кирилл Кондрашов исполнял в сопровождении оркестра «Курские песни», я услышал действительное откровение, – отметил в своей речи ректор Московской консерватории Александр Соколов. – Такой глубины проникновения в душу со сцены Большого зала консерватории я до этого никогда не ощущал. То, что мемориальная доска появляется только сегодня – очень стыдно. Такая неторопливость не имеет никаких оправданий: надо благодарить Российский музыкальный союз, потому что именно эта организация оказалась инициатором такого движения.

Георгий Свиридов писал о дальних стройках, о времени, зовущем вперёд, в модернистское будущее страны. Но была у его творчества и другая сторона – глубинная, исконно русская, будто мистический град Китеж в душе народной.

– Свиридов – это чистая музыка из русской жизни, – сказал искусствовед, музыковед Андрей Золотов, по предложению которого в 1968 году сюита «Время, вперёд!» стала позывными программы «Время». – В душе Свиридова величие с простотой соединились. Соединились благодаря его высокой любви к отечеству и его невероятно высокой культуре. Его жизнь вознесла, потому что люди его приняли. Георгий Васильевич один из самых принятых народом современных творцов искусства. Пока мы будем стремиться, чтобы наша жизнь была чистой, правильной, высокой, нам будет необходим Свиридов.

У микрофона архитектор Игорь Воскресенский. Слева от него в кадре скульптор Андрей Забалуев, справа искусствовед Андрей Золотов, по предложению которого сюита «Время, вперёд!» стала музыкальной заставкой программы «Время»

Слова Андрея Золотова подтвердил своим выступлением дирижёр Владимир Федосеев, оркестр которого впервые исполнил знаменитую сюиту к фильму «Метель», позже выросшую в цикл музыкальных иллюстраций к одноимённой повести А. С. Пушкина:

– Однажды в Лондоне после концерта меня окружили со всех сторон и спрашивают: «Музыка, которую вы сыграли, – она современная или старинная?» Я тогда понял, надо быть очень национальным, чтобы стать интернациональным художником. Свиридов был таковым. Поэтому его музыку любят во всех уголках мира.

Сам Георгий Васильевич, уроженец Курской земли, считал себя русским. Не россиянином – русским. На памятнике в Курске земляки высекли его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». На мемориальной доске в Москве он в ряду композиторов – в ряду, из которого никогда себя не выделял. Но его из этого ряда выделило время. Время, которое он своей музыкой опередил. Пришла пора с благодарностью нам воздать должное. Верю, что в столице Отчизны, которую он так любил и воспевал, придёт день, когда её украсят и памятник, и музей. Время, вперёд!..

Фото: Илья Игнатович