Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Российский музыкальный союз запустил «Красное колесо»

Российский музыкальный союз запустил «Красное колесо» Ансамбль «Студия новой музыки»

В консерватории зазвучали не входящие в репертуар оркестров произведения советских композиторов первой трети XX столетия

18 сентября в Рахманиновском зале Московской консерватории ансамбль «Студия новой музыки» открыл цикл концертов «Красное колесо», посвящённый 100-летию Октябрьской революции. В программе зазвучали произведения композиторов, чьё творчество сформировалось под воздействием революционных потрясений 1917 года и символизирует мир первой трети XX века – эпоху обретения и краха надежд, становления новой страны и человека.

На правой фотографии первый слева председатель Гильдии музыкознания РМС Всеволод Задерацкий выступает перед зрителями
с вступительным словом

Это время ломки прежнего сознания и ценностей, период раскола общества. Музыканты становятся соучастниками потрясений и ломают представления о привычной гармонии. При этом многие, несмотря на призыв Александра Блока: «Слушайте музыку революции!», становятся отвергнутыми. Единственные имена, благополучно пережившие эпоху и достигшие расцвета в более позднее время, – Прокофьев, Шостакович. Они, как рассказал на предшествовавшей открытию цикла пресс-конференции председатель Гильдии музыкознания РМС, профессор Московской консерватории Всеволод Задерацкий, – вершина. Другие оказались либо незаслуженно забыты, либо вычеркнуты из списка волею партийной цензуры, либо эмигрировали из страны, либо сосланы. Задерацкий, Щербачёв, Рославец, Мосолов, Попов, Половинкин, Шиллингер, Животнов. Эти имена стали сутью концертных вечеров, название которых позаимствовано у романа Александра Солженицына «Красное колесо». Пребывая в разных лагерях музыкального мира, композиторы закрутили колесо новой музыки. Как сказал Всеволод Задерацкий: «Это не просто стиль. Это печать времени».

– Камерная симфония моего отца (Всеволод Задерацкий-старший) написана в 1935-м – за два года до его ареста и ссылки в каторжный лагерь на Колыму. В произведении присутствует некая форма призыва. Он, белый офицер, принявший революцию, написал о ней. Это грозная, неровная, несладкая музыка, но она отражает революционный пафос.

На пресс-конференции слева направо: В. Задерацкий, ректор Московской консерватории А. Соколов,
генеральный директор РМС А. Клевицкий

– Революционность в данном случае выступает в роли судьбы, – продолжил тему эпохальных событий 100-летней давности ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов. – Мосолов умер в 1973 году совершенно незамеченным. А фактически он умер в 37-м. То, что он написал после, – это совершенно другой Мосолов. Это та самая сломанная судьба, когда стало невозможно вернуться на прежнюю территорию полёта, которая изначально была предначертана эпохой.

Возможно, если бы не это красное колесо, драматично закружившее жизни композиторов, мы увидели и услышали  другое творчество. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения, и их полёт оказался прерван. Ни одно из произведений, которые музыканты ансамбля «Студия новой музыки» предъявят зрителям, не вошло в репертуар ни одного постоянно действующего оркестра. Более того, концертная история каждого ограничивается едва ли не штучным исполнением перед публикой. Но в этом и уникальность проекта. Ведь его можно смело отнести к одной большой и яркой премьере, которая, подобно колесу революции, запустит новый виток интереса к почти утерянному наследию.

– Эта музыка очень мало исполняется, и фамилии этих композиторов мы нечасто видим на концертных афишах, – отметил в приветственном слове генеральный директор РМС Александр Клевицкий. – Поэтому с радостью приняли предложение стать партнёрами мероприятия. Замечательная идея – открывать старые имена, которые сегодня для молодых людей, пришедших в концертный зал, будут звучать по-новому. Это начинание нужно продолжать.

В подтверждение слов – молодые лица в Московской консерватории в первый концертный вечер, – как в зале, так и на сцене. Цикл открыла Камерная симфония № 1 Николая Рославца. После неё прозвучали Камерная симфония Попова, Струнный квартет № 1 и Четыре газетных объявления для голоса и фортепиано Мосолова. Да, новички не ослышались! В революционную эпоху газетные объявления не только печатали, но и благодаря Александру Мосолову пели. Это был вызов академической замкнутости и келейности, присущей камерному жанру. Прочь стандарты! Приходите, чтобы увидеть, как звучат обращения, подобные тем, которыми в наши дни пестрят доски объявлений. Концерты цикла пройдут на Большой Никитской 11 октября, 2 ноября, 3 декабря в 19.00.

Фото автора; Л. Лакирбая