Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Рулетенбург – город страстной игры

Рулетенбург – город страстной игры

Мелиховский театр представил свою версию «Игрока» Достоевского

Вместо традиционных кресел в зале Театрального музея имени Алексея Бахрушина мягкие пуфики. Зрители устраиваются вокруг натянутой в центре ткани, имитирующей стол для игры в рулетку. Она выполняет роль сцены.

«Фэт во жу!» (Делайте ваши ставки! – Ред.) – крупье претворяет начало спектакля знакомым каждому посетителю казино фразой. Публика и актёры становятся соучастниками спектакля режиссёра Владимира Байчера «Рулетенбург» по роману Достоевского «Игрок». Артисты к зрителям лицом к лицу – представляют действо, не покидая очерченных границ игрального стола. Граница зыбкая. Один шаг – и уже зритель, лишённый самообладания, воли, теряет рассудок и ничего не ведает, кроме азарта, ставшего сутью жизни.

Режиссёр переносит события XIX века в 30-е годы прошлого. Время танго и фокстрота, первых стахановцев, гангстеров и национал-социалистов. Не забываем, что действие происходит в Германии.

– Достоевский, как известно, провёл достаточно много времени за игрой в рулетку. Я видел, как устроены рулетки в залах, где он играл. Наблюдал, как люди обступают стол, постепенно втягиваясь в игру. Так и возникла идея оформления сцены, – рассказывает режиссёр идею постановки.


Все роли исполняют актёры Мелиховского театра «Чеховская студия». Алексея играет Евгений Пеккер, Полину – Полина Елисеева, мадам Бланш – Марина Суворова… Играя, артисты демонстрируют новинки мужского гардероба 30-х годов – бабочки вместо галстука, подтяжки вместо ремня, трикотажные жилеты, мешковатые брюки с высокой талией. Дамы дефилируют в облегающих длинных платьях, которых мир до этих пор ещё не знал, – с цветами-брошами на груди и в длинных кружевных перчатках на руках.

Единственный приглашённый артист – известная по фильмам «Уроки французского», «Россия молодая» и, конечно, «Три женщины Достоевского» Татьяна Ташкова, сыгравшая babulenk-у. Статная дама с хорошим чувством юмора пышет здоровьем и вовсе не собирается отправляться в последний путь, чего от неё ожидают наследники. Оранжевая меховая накидка накрывает фиолетовое платье. Яркие цвета в одежде неслучайны. Фиолетовый символизирует неустойчивый характер героини, а оранжевый – его импульсивность, которую ещё более усугубляет броский макияж. Ставки сделаны, кости брошены, и бабушка проигрывает львиную долю состояния. Для кого-то – начало. Для других – конец.

Каждое новое действие спектакля претворяет танец. Сообразно тридцатым – танго. Танцевальные номера поставила хореограф Наталья Шурганова. Под занавес про себя повторяешь режиссёрский слоган спектакля «Достоевский в ритме танго»… Действительно, что-то новенькое. Игра кончилась. Игроки остались. Зал аплодирует стоя.

Фото предоставлены пресс-службой Мелиховского театра «Чеховская студия»