Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Step by step Александра Петрова

Step by step Александра Петрова

Критики его называют современным Смоктуновским. Едва разменяв четвертак, в театре Ермоловой сыграл Гамлета. В кино – роли в фильмах «Полицейский с Рублёвки», «Метод», «Закон каменных джунглей», «Обнимая небо», «Форца». Кто он – везунчик, на которого сыплются предложения, или трудоголик, реализующий свой талант?

Мы встречаемся на благотворительном вечере в гостях у Ксении Луговой. Со сцены ресторана «Дед Пихто» Александр читает «Облако в штанах» Владимира Маяковского. Одновременно отвечает на вопросы из зала. Именно так в своё время любил проводить встречи с поклонниками русский классик. За столиками почтенная публика закусывает стихи горячими стейками с картошечкой, а под занавес громко аплодирует и жертвует деньги в пользу детского хосписа. Артист выступает бесплатно и не хочет афишировать жест милосердия.


Навстречу Маяковскому

Как-то к нему в театр за кулисы пришли журналисты с телевидения. Попросили прочитать стихотворение. Хотел Лорку – «Неверная жена». Но для небольшого сюжета репортёров оно оказалось длинным. Тогда записали с одного дубля четыре строчки из Маяковского. После эфира стали подходить люди и интересоваться – мол, ну, как Маяковский? Так завязалось знакомство артиста с поэтом, и Владимир Владимирович начал «преследовать» Александра. Потом пригласили в клуб «Артист» на вечер поэзии, где читали стихи Евгений Стычкин, Сергей Бурунов, Светлана Устинова, Агния Кузнецова. На этот раз взял вновь большой кусок из Маяковского. Понравилось. Потому что в этих стенах выглядело совсем не театрально.

– Александр, как относились к классику в школе?

– К программным произведениям школьники относятся как к литературному хламу, который обязательно надо прочесть. Я не понимал, зачем читать «Преступление и наказание» Достоевского или «Войну и мир» Толстого. На меня они не производили особого впечатления. Проблема, наверное, не столько в возрасте, сколько в системе образования. Если бы к нам пришёл известный человек и прочитал отрывки, возможно, я смотрел бы на школьную «обязаловку» под другим углом зрения. Так что Маяковский увлёк, когда мне было уже за 20.

– Сейчас вы также делаете первые пробы пера. В школе на уроках занимались стихотворчеством?

– Скорее, это были порывы. То, что тогда появилось, уже потеряно. Осознанно начал писать совсем недавно. Что может побудить взять ручку и листок? Конечно, большинство произведений написано поэтами под влиянием происходивших в их жизни событий, но у меня каких-то особых критериев предпосылок нет. Мне нравится писать в поезде, в самолёте, когда сознание освобождается от мыслей о повседневных делах и тебя никто не отвлекает.

– Девушек стихами очаровывали?

– Да я не пытаюсь никого очаровать.

Сон в руку

В детстве часто снился один и тот же сон. Будто выходит на большую арену стадиона и играет в футбол. В 12-13 лет с родителями отдыхал в пансионате Ярославля. Играл в футбол. Мальчишескую игру увидел тренер футбольной ассоциации «Ника» под руководством Олега Романцева. Пригласил в команду. Саша откликнулся. Вначале всё складывалось замечательно. Голы в ворота противника забивал десятками и видел смысл жизни в этом. Но однажды во время школьной практики на юного Сашу свалилась стенка кирпичей. Потерял сознание, отвезли в больницу, поставили диагноз «сотрясение мозга». Футбол пришлось бросить. Но арена осталась. Теперь она зовётся сценой. Первой после ГИТИСа стала в театре Et Cetera. Через несколько месяцев понял, что театр Калягина не его. Ушёл к Меньшикову в театр имени Ермоловой, где в двадцать пять сыграл Гамлета.

– Считаете себя везунчиком?

– Наверное, да. Лично для меня Гамлет – это внутреннее очищение. Когда его играл, уже не думал о своих проблемах. После спектакля чувствовал себя как после бани– чистый, светлый, радостный, хороший, настоящий.

– Был момент, когда почувствовали популярность?

– Да нет. Она приходит постепенно. Моя жизнь развивается step by step (Шаг за шагом – Ред.). Мне кажется, это правильно. Вообще, к популярности отношусь просто. Пытаюсь оставаться самим собой. Важно сохранить свойственные мне черты характера.

– Что такое хорошо и что такое плохо?

– Хорошо – уметь прощать. Человек прощающий, сострадающий – сильный. Он внутри имеет огромный стержень. Хорошо, когда человек себе не врёт. Если тебе свойственны честность, прямота, острое восприятие справедливости, в твоей жизни возникают правильные вещи.

– С предательством и изменой сталкивались?

– Не хочу говорить на личные темы. Зачем?

Свобода от мнения окружающих

Недавно на радиостанции журналисты прижали к стенке: мол, что первое – театр или кино.

– Не люблю подобных вопросов, хотя ответил – кино. Театр сложнее устроен даже при таком модном, современном Меньшикове. В кино иначе, да и денег больше. Потому в нём проще существовать. С такими людьми как Меньшиков, Хабенский, Петренко работать одно удовольствие, потому что они состоялись и им уже никому ничего не надо доказывать. – Олег Евгеньевич (Меньшиков – Ред.) рассказывал, как раньше вся съёмочная группа, включая артистов, которых любила вся страна, сидела и грелась в одном автобусе…Вместе со всеми ждали выхода в кадр, травили анекдоты… И никто из них не приезжал на «старвагенах» с раздельными комнатами и персональным туалетом, как это происходит сегодня...

– На ТВ идёт «Полицейский с Рублёвки». В жизни с полицией приходилось иметь дело?

– Нет. Разве с ДПС, но очень редко. Желания с ветерком проехать не возникает. Вожу аккуратно, даже когда еду за несколько сотен километров в родной Переславль-Залесский. Если говорить о фильме, то переживаю за эту историю. Мы не пытались что-то опошлить, специально кого-то рассмешить. В конце становится понятно, почему своим героям мы подобрали оболочку, в которой персонажи именно так себя ведут. Честная история вышла.

– Рок-н-рольщик из «Закона каменных джунглей» вам близок?

– Естественно, если я стал героем этой истории. Рок-н-рольщик – очень абстрактное понятие. Моему герою свойственна внутренняя закрытость. Но об этом не стоит говорить, потому что, повторюсь, не люблю личной кухни. Роль небольшая, но каждая сцена с участием моего персонажа – знаковая. Я получил большое удовольствие от работы.

– Какая роль потребовала особых затрат, чтобы войти в образ?

– Фильм «Беловодье». Надеюсь, картина скоро выйдет на телеэкран. Сложная история со многими испытаниями. Горы, речки, трюки, начиная от езды верхом и вождения мотоцикла и заканчивая катанием на коньках и нырянием в холодный водопад, температура воды в котором была 4 градуса. Работа меня внутренне изменила. Я стал сильнее, спокойнее. Смысл актёрской профессии в преодолении. Оно должно присутствовать в любой форме – умственной, физической. Только в этом случае на экране зритель увидит хороший результат. Если вместо преодоления всюду будет удобно и комфортно, скорее всего, это будет не интересно.

– В мистику верите?

– Да. В нашей жизни мы видим только часть того, что существует на самом деле. Мы же не видим сигнал мобильного телефона, а он есть. Не видим микроорганизмов, которые живут вокруг нас. Так устроен человеческий глаз. И, конечно, существуют вещи, которые лежат за пределами восприятия наших чувств.

– От мысли от Голливуда не отказались?

– В ней ничего особенного нет. Лет 10 назад она казалась многим неисполнимой, а сейчас дороги открыты. Многие ребята по ней прошли. Голливуд кажется другой планетой, но в нём такие же люди, что и здесь, которые горят желанием делать хорошее кино. Нужно только много работать.

– Последнюю церемонию вручения премии «Оскар» смотрели? За Ди Каприо порадовались?

– Мне нравится то, что и как он делает. Когда анализирую его работу, понимаю, что его актёрская культура мне близка. Но, к сожалению, церемонию не смотрел. Мне нужно было рано утром вставать. Поэтому о его награде уже узнал из новостей.

– Как старшие коллеги реагируют на амбициозные планы молодого актёра?

– Для меня не имеет значения – кто и как реагирует. Это не моя забота. Важно делать то, что тебе нравится и себе не врать. Тогда будешь свободен от мнения окружающих.


Идейным вдохновителем и организатором вечера была Ксения Луговая. Благотворительный вечер прошёл в поддержку пациентов Детского паллиативного центра для детей с челюстно-лицевыми аномалиями и заболеваниями ЦНС. В этом хосписе пребывают дети, от которых отказываются родители и врачи, не готовые идти до конца со своим смертельно больным ребёнком. В среднем на одного ребёнка в день требуется 10 тысяч рублей. При этом государство выделяет только 1 тыс. В этот вечер было собрано 150 тыс. 150 руб.

Фото: Валерий Матыцин, Артём Геодакян / ИТАР-ТАСС; Мария Лукина