Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Step by step Александра Петрова

Step by step Александра Петрова

Критики его называют современным Смоктуновским. Едва разменяв четвертак, в театре Ермоловой сыграл Гамлета. В кино – роли в фильмах «Полицейский с Рублёвки», «Метод», «Закон каменных джунглей», «Обнимая небо», «Форца». Кто он – везунчик, на которого сыплются предложения, или трудоголик, реализующий свой талант?

Мы встречаемся на благотворительном вечере в гостях у Ксении Луговой. Со сцены ресторана «Дед Пихто» Александр читает «Облако в штанах» Владимира Маяковского. Одновременно отвечает на вопросы из зала. Именно так в своё время любил проводить встречи с поклонниками русский классик. За столиками почтенная публика закусывает стихи горячими стейками с картошечкой, а под занавес громко аплодирует и жертвует деньги в пользу детского хосписа. Артист выступает бесплатно и не хочет афишировать жест милосердия.


Навстречу Маяковскому

Как-то к нему в театр за кулисы пришли журналисты с телевидения. Попросили прочитать стихотворение. Хотел Лорку – «Неверная жена». Но для небольшого сюжета репортёров оно оказалось длинным. Тогда записали с одного дубля четыре строчки из Маяковского. После эфира стали подходить люди и интересоваться – мол, ну, как Маяковский? Так завязалось знакомство артиста с поэтом, и Владимир Владимирович начал «преследовать» Александра. Потом пригласили в клуб «Артист» на вечер поэзии, где читали стихи Евгений Стычкин, Сергей Бурунов, Светлана Устинова, Агния Кузнецова. На этот раз взял вновь большой кусок из Маяковского. Понравилось. Потому что в этих стенах выглядело совсем не театрально.

– Александр, как относились к классику в школе?

– К программным произведениям школьники относятся как к литературному хламу, который обязательно надо прочесть. Я не понимал, зачем читать «Преступление и наказание» Достоевского или «Войну и мир» Толстого. На меня они не производили особого впечатления. Проблема, наверное, не столько в возрасте, сколько в системе образования. Если бы к нам пришёл известный человек и прочитал отрывки, возможно, я смотрел бы на школьную «обязаловку» под другим углом зрения. Так что Маяковский увлёк, когда мне было уже за 20.

– Сейчас вы также делаете первые пробы пера. В школе на уроках занимались стихотворчеством?

– Скорее, это были порывы. То, что тогда появилось, уже потеряно. Осознанно начал писать совсем недавно. Что может побудить взять ручку и листок? Конечно, большинство произведений написано поэтами под влиянием происходивших в их жизни событий, но у меня каких-то особых критериев предпосылок нет. Мне нравится писать в поезде, в самолёте, когда сознание освобождается от мыслей о повседневных делах и тебя никто не отвлекает.

– Девушек стихами очаровывали?

– Да я не пытаюсь никого очаровать.

Сон в руку

В детстве часто снился один и тот же сон. Будто выходит на большую арену стадиона и играет в футбол. В 12-13 лет с родителями отдыхал в пансионате Ярославля. Играл в футбол. Мальчишескую игру увидел тренер футбольной ассоциации «Ника» под руководством Олега Романцева. Пригласил в команду. Саша откликнулся. Вначале всё складывалось замечательно. Голы в ворота противника забивал десятками и видел смысл жизни в этом. Но однажды во время школьной практики на юного Сашу свалилась стенка кирпичей. Потерял сознание, отвезли в больницу, поставили диагноз «сотрясение мозга». Футбол пришлось бросить. Но арена осталась. Теперь она зовётся сценой. Первой после ГИТИСа стала в театре Et Cetera. Через несколько месяцев понял, что театр Калягина не его. Ушёл к Меньшикову в театр имени Ермоловой, где в двадцать пять сыграл Гамлета.

– Считаете себя везунчиком?

– Наверное, да. Лично для меня Гамлет – это внутреннее очищение. Когда его играл, уже не думал о своих проблемах. После спектакля чувствовал себя как после бани– чистый, светлый, радостный, хороший, настоящий.

– Был момент, когда почувствовали популярность?

– Да нет. Она приходит постепенно. Моя жизнь развивается step by step (Шаг за шагом – Ред.). Мне кажется, это правильно. Вообще, к популярности отношусь просто. Пытаюсь оставаться самим собой. Важно сохранить свойственные мне черты характера.

– Что такое хорошо и что такое плохо?

– Хорошо – уметь прощать. Человек прощающий, сострадающий – сильный. Он внутри имеет огромный стержень. Хорошо, когда человек себе не врёт. Если тебе свойственны честность, прямота, острое восприятие справедливости, в твоей жизни возникают правильные вещи.

– С предательством и изменой сталкивались?

– Не хочу говорить на личные темы. Зачем?

Свобода от мнения окружающих

Недавно на радиостанции журналисты прижали к стенке: мол, что первое – театр или кино.

– Не люблю подобных вопросов, хотя ответил – кино. Театр сложнее устроен даже при таком модном, современном Меньшикове. В кино иначе, да и денег больше. Потому в нём проще существовать. С такими людьми как Меньшиков, Хабенский, Петренко работать одно удовольствие, потому что они состоялись и им уже никому ничего не надо доказывать. – Олег Евгеньевич (Меньшиков – Ред.) рассказывал, как раньше вся съёмочная группа, включая артистов, которых любила вся страна, сидела и грелась в одном автобусе…Вместе со всеми ждали выхода в кадр, травили анекдоты… И никто из них не приезжал на «старвагенах» с раздельными комнатами и персональным туалетом, как это происходит сегодня...

– На ТВ идёт «Полицейский с Рублёвки». В жизни с полицией приходилось иметь дело?

– Нет. Разве с ДПС, но очень редко. Желания с ветерком проехать не возникает. Вожу аккуратно, даже когда еду за несколько сотен километров в родной Переславль-Залесский. Если говорить о фильме, то переживаю за эту историю. Мы не пытались что-то опошлить, специально кого-то рассмешить. В конце становится понятно, почему своим героям мы подобрали оболочку, в которой персонажи именно так себя ведут. Честная история вышла.

– Рок-н-рольщик из «Закона каменных джунглей» вам близок?

– Естественно, если я стал героем этой истории. Рок-н-рольщик – очень абстрактное понятие. Моему герою свойственна внутренняя закрытость. Но об этом не стоит говорить, потому что, повторюсь, не люблю личной кухни. Роль небольшая, но каждая сцена с участием моего персонажа – знаковая. Я получил большое удовольствие от работы.

– Какая роль потребовала особых затрат, чтобы войти в образ?

– Фильм «Беловодье». Надеюсь, картина скоро выйдет на телеэкран. Сложная история со многими испытаниями. Горы, речки, трюки, начиная от езды верхом и вождения мотоцикла и заканчивая катанием на коньках и нырянием в холодный водопад, температура воды в котором была 4 градуса. Работа меня внутренне изменила. Я стал сильнее, спокойнее. Смысл актёрской профессии в преодолении. Оно должно присутствовать в любой форме – умственной, физической. Только в этом случае на экране зритель увидит хороший результат. Если вместо преодоления всюду будет удобно и комфортно, скорее всего, это будет не интересно.

– В мистику верите?

– Да. В нашей жизни мы видим только часть того, что существует на самом деле. Мы же не видим сигнал мобильного телефона, а он есть. Не видим микроорганизмов, которые живут вокруг нас. Так устроен человеческий глаз. И, конечно, существуют вещи, которые лежат за пределами восприятия наших чувств.

– От мысли от Голливуда не отказались?

– В ней ничего особенного нет. Лет 10 назад она казалась многим неисполнимой, а сейчас дороги открыты. Многие ребята по ней прошли. Голливуд кажется другой планетой, но в нём такие же люди, что и здесь, которые горят желанием делать хорошее кино. Нужно только много работать.

– Последнюю церемонию вручения премии «Оскар» смотрели? За Ди Каприо порадовались?

– Мне нравится то, что и как он делает. Когда анализирую его работу, понимаю, что его актёрская культура мне близка. Но, к сожалению, церемонию не смотрел. Мне нужно было рано утром вставать. Поэтому о его награде уже узнал из новостей.

– Как старшие коллеги реагируют на амбициозные планы молодого актёра?

– Для меня не имеет значения – кто и как реагирует. Это не моя забота. Важно делать то, что тебе нравится и себе не врать. Тогда будешь свободен от мнения окружающих.


Идейным вдохновителем и организатором вечера была Ксения Луговая. Благотворительный вечер прошёл в поддержку пациентов Детского паллиативного центра для детей с челюстно-лицевыми аномалиями и заболеваниями ЦНС. В этом хосписе пребывают дети, от которых отказываются родители и врачи, не готовые идти до конца со своим смертельно больным ребёнком. В среднем на одного ребёнка в день требуется 10 тысяч рублей. При этом государство выделяет только 1 тыс. В этот вечер было собрано 150 тыс. 150 руб.

Фото: Валерий Матыцин, Артём Геодакян / ИТАР-ТАСС; Мария Лукина