Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Страстной вечер в Царицыне

Страстной вечер в Царицыне

В музее-усадьбе прошёл четвёртый концерт из цикла «Книга книг». Солисты Musica Grande и ведущая проекта Элеонора Красовская представили интереснейшую программу, посвящённую последним семи дням жизни Христа – Страстной неделе, занимающей в жизни христиан и иудеев важное место. В февральский вечер на сцене Атриума Хлебного дома прозвучали Бах, Гайдн, Губайдулина, Вивальди, Лурье. Под сводами концертного зала музыканты изложили мелодическое прочтение библейского текста – о позорном предательстве Иуды, восшествии Иисуса на Голгофу, орущей и клеймящей толпе, распятии, о том кресте, который тяжкий… Открыли концерт «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха – шедевр духовной музыки эпохи барокко. Меццо-сопрано Надежда Панфёрова в сопровождении трио скрипичных и органа исполнила одну из известнейших арий священной оратории Erbarme dich mein Gott. Слова, написанные Пикандером, звучали как мольба: «Будь милостив, мой Бог, / В слезах моё моленье!..» Произведение впервые было исполнено в 1727 году. Но при жизни композитора за пределами немецкого Лейпцига известности не обрело. Европейский успех пришёл спустя 100 лет благодаря прочтению Феликса Мендельсона.

Царицынский концерт продолжил Йозеф Гайдн. Струнный квартет представил публике фрагменты из сочинения австрийского классика «Семь слов Спасителя на кресте» – уникального произведения, написанного по заказу католического священника из испанского Кадиса для местного городского собора. Каждая часть сочинения стала музыкальным продолжением проповеди во время службы в Страстную неделю, как отклик на слова, произнесённые Иисусом перед смертью. Во время службы священник трактовал одно из них, после чего удалялся к молитве у алтаря. Возникшую паузу заполняла музыка Гайдна. Семь Adagio по 10 минут исполнялись в стенах с наглухо закрытыми и завешанными тёмными шторами окнами, в зале, освещённом единственной люстрой. На премьере шедевр композитора, как это бывает, ждал неоднозначный приём. Часть духовенства покинула собор, другая встретила аплодисментами. Сам же Гайдн своё творение впоследствии отнёс к одним из самых значительных. Объёмное произведение написано как инструментальное, но вне рамок определённого жанра. Уникальный случай как в творчестве композитора, так и в истории музыки в целом. Сонаты, которые звучат в названии срединных частей, следует употреблять в значении «пьеса».

В финале концерта прозвучали фрагменты кантаты Stabat Mater Антонио Вивальди. В её основе традиционная католическая средневековая секвенция. Она состоит из двух частей. Первая повествует о страданиях Девы Марии, вторая – обращение грешника к Богородице с просьбой о даровании спасительного рая. Вивальди сосредоточился на образе плачущей матери. Кантата нежна, грустна и аскетична. На премьере в начале XVIII века произведение среди солирующих музыкантов играл отец композитора. В царицынском концерте соло Надежды Панфёровой аккомпанировали квартет струнных и орган. Как в прежних выступлениях, организованных Российским музыкальным союзом и Российским еврейским конгрессом, ‒ лирично, душевно, профессионально. При всей своей драматургии вечер оказался не лишённым жизнеутверждающих мыслей и чувств. Ведь за страданиями и мукой, мы знаем, последовало светлое Воскресение…

Фото: Роман Корнилов