Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Твёрдая почва театра
«У Никитских ворот»

Твёрдая почва театра «У Никитских ворот» Татьяна Дьяченко в роли пани Дульской. Фото: Евгений Чесноков

Театру «У Никитских ворот» 35 лет. В юбилейный год в репертуаре 42 спектакля. И для поклонников отрадно – друг за другом следуют яркие премьеры. Одна заметнее другой. Настоящим украшением весенней афиши стала постановка Валерия Шеймана «Мораль пани Дульской». Пьеса польского драматурга Габриэли Запольской, написанная чуть более 100 лет назад и ставшая особенно популярной в России, звучит сегодня не менее злободневно, чем тогда. Уютный дом на сцене. Всё в нём мило и свежо. На столиках салфеточки, в сервантах статуэточки, в вазочках – цветы. Всё у хозяйки-панночки расставлено по полочкам и на своих местах. Две дочери прелестно учатся. Муж, придя с госслужбы, устраивается в кресле и молчит, потягивая трубку да перелистывая газету. Все деньги в дом и никаких заначек. Мечта любой домохозяйки! Да и квартиранты сдаваемых внаём комнат приносят неплохой доход – всё как у людей: лишь бы не хуже… И эхом раздаётся – «я» да «я». Красота! И ничего плохого в этом вроде нет – до поры до времени. Стоило непутёвому сыну-идеалисту Збышко (Александр Панин) влюбиться в обычную служанку, как всё благополучие дома пошатнулось… И понеслось! Что люди скажут? Где же моё собственное «я»? Вернуть подмоченную репутацию любой ценой! И в ход идут ложь, подлость, лицедейство. Такова мораль не только пани Дульской (Татьяна Дьяченко). Все врут! Мещанский мирок подан так явно, понятно, искромётно, что, глядя на него, становится смешно – и от себя, и от соседей, которых, по сути, видишь на сцене. Ведь, по статистике, современный человек врёт до 18 раз в день. Без видимых причин ради одного – себя родного и любимого. Так кто кого? Скажете, и что здесь особенного?! А вспомните Андрея Дементьева: «…мещанство…/ Как прежде, надуваясь и сопя, / Оно в душе весь мир / Нулём считает / И единицей чувствует себя…» Или Сергея Довлатова: «Мещане – это люди, которые уверены, что им должно быть хорошо любой ценой». Вам это ничего, никого не напоминает? Сходите, посмотрите…

Так кто кого? Збышко (Александр Панин) – Ганка (Николина Калиберда), или панночки Дульская – Юльясевич (Наталья Троицкая)? Фото: Евгений Чесноков

А заодно не пропустите совсем «свежую» шекспировскую историю о Ромео и Джульетте. Премьера прошла в марте. Марк Розовский, дабы не отягощать зрителя временем, отдаляющим нас в историческом пространстве от эпохи Монтекки и Капулетти, переносит героев в наши дни. Перед нами золотая молодёжь. Хипстер Бенволио, нарцисс Тибальт, «понтовый» мажор Парис… В Меркуцио по зауженным брюкам нетрудно разглядеть любителя рэпа и хип-хопа, а в Ромео – романтика-рокера. Глядя на героев, вспоминаются слова известной песни: «Раскройте рты, сорвите уборы – по улице чешут мальчики-мажоры…» Костюмы художника-модельера Анны Иткиной блестяще передают богатство венецианских домов, но зауженными галифе-шароварами и глубокими декольте намекают на наши дни.

В XVI веке дворяне бились на шпагах. В XXI состоятельная молодёжь соревнуется в драг-рейсинг. На сцене сошлись Меркуцио (Константин Иванов) и Тибальт (Александр Панин) Фото: София Насырова

 И как всё современно! Отчего Ромео такой непостоянный? Он как повеса Интернет-сетей. Вчера – Розалина, сегодня – Джульетта. И почему он такой вспыльчивый и мстительный? Да и вообще, есть в его жизни что-то ещё, кроме болезненной привязанности к девушке? Где чувство долга? Где ответственность? Ни увлечений, ни сыновьих чувств… А Джульетта? Так скрытна и замкнута … Возможно, признайся она родителям в своих чувствах, всё сложилось бы иначе… Такой ли уж тиран её отец? Он сам ей предложил бежать к любимому в Мантую – откажись от благополучия и опостылевшего дома, но нет… Чем сил в себе найти, ей легче притвориться мёртвой? Одни вопросы. Шекспир оставляет, Розовский выводит, блестяще расставляя акценты. Ответ каждый найдёт свой. Главное – театр «У Никитских ворот» подготовил для них твёрдую почву.

Ромео (Михаил Озорнин) и Джульетта (Сандра Элиава) вовсе не так далеки от нас во времени, как кажется. Фото: София Насырова