Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

В Еврейский музей возвращают гаражи

В Еврейский музей возвращают гаражи Фото Александра Родченко из серии «Несостоявшееся путешествие». За рулём Лили Брик, 1929. Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Еврейский музей и центр толерантности представляет выставку «Дом для машин. Бахметьевский и другие гаражи», которая покажет эпоху 1920–1930-х годов сквозь призму истории московского гаража. Она любопытна и интересна хотя бы потому, что само по себе слово «гараж» почти исчезло из нашего лексикона, уступив место безликой, но более рентабельной парковке – дневной, ночной, подземной, надземной, почасовой. Уже даже не верится, что ещё совсем недавно лучшие градостроители были озадачены не только вместительностью, но и архитектурой сооружений для стоянки четырёхколёсного друга. Знаменитая формула Ле Корбюзье «Дом – машина для жилья» лишь отчасти описывает время гаражного строительства. По сути, автомобиль стал ровесником современного искусства, а гараж – одним из символов архитектуры модернизма, вдохновлённой индустриальной эстетикой.

Место выставки очень символично. Старожилы помнят, что нынешний Еврейский музей находится на территории Бахметьевского автобусного парка, построенного во второй половине 20-х годов прошлого столетия. Для знатоков московский гараж ассоциируется с именем и произведениями Константина Мельникова. На самом деле гаражей и имён их создателей гораздо больше. Зрители откроют для себя целый мир, в котором тесно сплетены искусство и техника, любовь и политические резоны.

Фото Александра Родченко из серии «Москва. Фотография». Архитектор Константин Степанович Мельников у ворот Бахметьевского автобусного парка. 1929. Из собрания Мультимедиа Арт Музея, Москва

Экспозиция состоит из трёх тематических разделов. Каждый из них формируется вокруг главного исторического персонажа – ключевой фигуры, которая помогает зрителю погрузиться в тему. Лиля Брик за рулём Renault, подаренного ей Владимиром Маяковским; Виктор Шкловский, освоивший автодело в годы Первой мировой войны и периодически печатавший фельетоны в журнале «За рулём»; инженер Лев Давидович, разработавший техническую сторону проектов едва ли не всех известных московских гаражей 1930-х годов. На выставке представят проекты гаражей 1900–1930-х годов из городских и федеральных архивов, в том числе материалы, ранее неизвестные широкой публике, автотранспорт этого периода, документы героев своего времени. Среди них Владимир Маяковский, Виктор Шкловский, Константин Мельников, Михаил Минкус и другие, а также произведения живописи, графики и фотографии из Русского музея, Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева, Музея В. В. Маяковского, Музея Москвы, Мультимедиа Арт Музея, Политехнического музея, Музея транспорта Москвы, Музея техники Вадима Задорожного и частных коллекций, издания из Российской государственной библиотеки и других собраний. Там, где автомобиль, всегда сходятся практическое руководство и эстетическое наслаждение.