Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

В музее Александра Пушкина французский пианист Артур Ансель раскрыл свои тайны

В музее Александра Пушкина французский пианист Артур Ансель раскрыл свои тайны Артур Ансель

В Усадебном дворе музея на Пречистенке музыкант представил свой первый сольный диск, записанный на «Фирме Мелодия» при содействии компании YAMAHA. В одном альбоме музыкант объединил произведения совершенно непохожих композиторов из разных эпох – великого Фредерика Шопена из XIX века и современного, но малоизвестного в России французского автора Анри Дютийё.

На презентации диска, состоявшейся при участии Французского института в России и Национального фонда поддержки правообладателей, выступление Артура напоминало лёгкий экспромт, в котором баллады Шопена чередовались с прелюдиями Дютийё. Плавно и контрастно, волнующе и легко, драматично и нервно. Открытие для новичков, свежий взгляд для знатоков. Как отметила в начале вечера супруга пианиста, заслуженная артистка России Людмила Берлинская, получился настоящий бутерброд. Хотелось бы добавить – отменный. И, как оказалось, выбор его составных ингредиентов вовсе не случаен.

– Музыка Шопена, если можно сказать, у меня в руках – мои пальцы привязаны к ней, – рассказал Артур на встрече со зрителями и прессой после концерта. – В его произведениях много нераскрытого. Мы восхищаемся красотой музыки Шопена, но важно этой красотой не увлечься, остановиться и вернуться к изначальной чистоте. Нужно уметь почувствовать отношение композитора ко времени.

Анри Дютийё – один из ярчайших французских композиторов XX века. Современники его сравнивают с Равелем. 22 января отмечается 100-летие со дня рождения автора, с которым Артур лично познакомился при необычных обстоятельствах.

– Около десяти лет назад, записав в своём исполнении его сонату, я позволил себе просто опустить диск в его почтовый ящик. Буквально на следующий день раздался звонок, и композитор пригласил меня к себе в гости. С тех пор был счастлив проводить с ним время в его доме на острове Сен-Луи.

Удивительным образом история отношений между пианистом и композитором получила своё продолжение уже после смерти Дютийё, во время работы над иллюстрациями к сольному альбому Артура Анселя.

– Фотографии, использованные для оформления диска, были сделаны известным фотографом Феликсом Броеде. Он работает с Патти Смит, Хосе Каррерасом, Стингом, Даниэлем Баренбоймом, Анной Нетребко, Евгением Кисиным… Нужно сказать, быть моделью не доставляет никакого удовольствия – целый день в студии, тебе всё время жарко, у тебя ничего не получается и ты не чувствуешь никакой отдачи, а всю энергию забирает фотоаппарат. После множества неудачных попыток Феликс предложил прогуляться и, проходя по улице, мы остановились около двери в дом Анри Дютийё. И тут возникла идея сфотографироваться. Так появилась фотография для обложки, на которой за моей спиной виднеется эта дверь.

Под конец вечера открылось ещё одно обстоятельство, о котором никто и не догадывался до слов самого Артура: накануне записи диска музыкант поломал кисть руки, и следы от хирургического вмешательства заживают до сих пор:

– Незадолго до записи я сломал в нескольких местах кисть. Перенести запись было невозможно, и пришлось сдавать сложный экзамен, – с улыбкой сообщил Артур и тут же перевёл разговор в рабочее русло. – Вообще, казалось бы, гораздо проще, когда ты играешь не в зале – можно повторить, если ошибся или тебе не понравилось. Но студия №1 Дома радио (Государственный дом радиовещания и звукозаписи – Авт.) – уникальное помещение, в котором исключительная тишина. В этом, с одной стороны, её большое преимущество. А с другой, нет энергии, которую даёт публика в зале. Ведь мы всегда растрачиваем некий моральный, интеллектуальный запас энергии. Так что работа в студии – огромное испытание.

Несмотря на трудности, результат налицо – в январский вечер зал музея был буквально согрет теплом музыки мировых классиков. Неважно, сколько градусов мороза на улице. Меломаны Франции и России вместе перевернули очередную страничку музыкальной жизни.

Фото: Евгения Исхакова