Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

В Музее музыки ожили боги индейцев

В Музее музыки ожили боги индейцев В руках руководителя музея Михаила Брызгалова изготовленный из плодов горлянкового дерева старинный инструмент гуиро

Посольство Мексики передало в дар Музею музыкальной культуры имени М. Глинки коллекцию из 14 мексиканских инструментов, воссозданных по образцам тех, что ведут своё происхождение с доколумбовых времён, когда далёкие от нас земли населяли ацтеки и майя. По легенде, однажды боги прогневались на людей и покинули столицу ацтеков – Теотиуакан. Более того, верховный бог запретил богам вообще потешать смертных. Жителями империи ацтеков овладела страшная тоска. Жрецы искали милости. Тогда бог Уэуэтль и богиня Тепонацтли сжалились и обучили людей музыке, за что были сурово наказаны – верховный бог изгнал божеств с небес на землю и превратил их в музыкальные инструменты. Но стоило им оказаться в руках простых смертных, как они оживали. Спустя тысячелетия древние боги явили себя московской публике. Торжественная церемония открытия выставки прошла в последних числах июня – в самые длинные солнечные дни в году, когда земное светило почти не сходит с горизонта, дыша своим жаром в лица людей и иссушая влагу океанов. И хотя нашу часть планеты в этом сезоне солнце своим присутствием не балует, его магическую силу передали представленные инструменты.

На фото №1 тенабарис; на втором фото флейта эмболо (12), двойная флейта (13), свисток смерти (14)

В древности они служили не столько для воспроизведения мелодии, сколько для извлечения ударных звуков: по мере нарастания темпа и ритма участники языческих обрядов входили в состояние транса. В филиале музея – в выставочном особняке «П. И. Чайковский и Москва» – жители столицы увидели самые удивительные из древних инструментов – браслеты для ног и рук тенабарис из плодов дерева капулина, аналог русской погремушки сонахас, вырезанный из тыквы, изготовленный из плодов горлянкового дерева гуиро… Особое впечатление произвела на публику флейта эмболо. В наши дни её изготавливают из глины, а в доколумбовой Америке экзотический инструмент делали из костей несчастных, которых приносили в жертву жестоким богам. Нельзя было пройти мимо и «свистка смерти», использовавшегося для устрашения врагов. Время, а вместе с ним и нравы, изменились. Сегодня дар мексиканских гостей стал символом дружбы между Россией и Мексикой.

– Любовь к музыке связывает наши народы, – отметила на церемонии посол Мексики в России Норма Пенсадо Морено. – Передача данной коллекции – ещё один шаг к объединению музеев мировой культуры.

Более того, в ближайшее время желающих начнут обучать играть на инструментах.

– Экспонаты займут своё достойное место в экспозиции «Музыкальные инструменты народов мира», – сказал в приветственной речи генеральный директор музея Михаил Брызгалов. – Мы создадим копии инструментов, на которых на интерактивных занятиях смогут обучаться игре дети.

Ну, а пока с древней музыкой ацтеков и майя посетителей выставки познакомила признанная на родине королевой ритма Габриэла Хименес. В дуэте с российской альтисткой Миланой Соболевой знаменитая мексиканская артистка исполнила собственные сочинения и произведения современных композиторов – своего соотечественника Алексиса Аранды и американца Дэвида Нуна. В завершение концерта прозвучал Чайковский. Хочется верить, что боги снова вернулись на землю. Только теперь – не забрать, а, наоборот, дать – мир, дружбу, любовь.

В дуэте с российской альтисткой Миланой Соболевой мексиканская исполнительница Габриэла Хименес на вибрафоне сыграла пьесу Дэвида Нуна

Фото: пресс-служба Центрального Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки