Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

В Питере услышат все сонаты Бетховена

В Питере услышат все сонаты  Бетховена

Малый зал Санкт-Петербургской академической филармонии в 2015 году по праву можно назвать Бетховенским. При поддержке Российского музыкального союза каждый месяц здесь звучат великие сонаты немецкого композитора в исполнении замечательного пианиста, лауреата международных конкурсов Петра Лаула. Тридцать два произведения, которые гений вывел за пределы принятого жанра, наделив его крупной формой и симфонизмом. Ибо для Бетховена фортепиано

– это мощь, напор и сила оркестра. Потому исполнять произведения классика – верх мастерства, поддающегося далеко не всем музыкантам. Одной из первых и лучших исполнительниц произведений Бетховена стала ученица композитора Доротея Цецилия Эртманн. Когда у неё умер ребёнок, педагог посвятил женщине сонату №28 для фортепиано ля мажор. Свою, пожалуй, самую знаменитую

«Лунную» сонату автор адресовал другой своей ученице – 18-летней Джульетте Гвиччарди, которую Бетховен полюбил. Однако юная графиня предпочла гению Венцеля Галленберга – менее талантливого, но более успешного при влиятельных королевских дворах Европы. Вскоре она вышла замуж за придворного капельмейстера, оставив Бетховена в душевном опустошении. Он же ещё больше стал чуждаться светского преклонения. Известен случай, когда во время совместной прогулки Бетховен и Гёте встретили в курортном городе Теплице императора Франца в окружении свиты и придворных. Гёте при встрече склонился в почтительном поклоне, а Бетховен прошёл мимо, едва притронувшись к полям шляпы.

1804 год. Разочарование в Наполеоне, прогрессирующая глухота, невзгоды любви, душевное одиночество... В этом состоянии Бетховен пишет сонату №23 для фортепиано фа минор «Аппассионата», которую Иван Тургенев позже описал в своей повести «Несчастная»:

«Лунную» сонату Людвиг ван Бетховен посвятил своей ученице Джульетте Гвиччарди

«С самых первых тактов стремительно-страстного allegro, начала сонаты, я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, которые мгновенно охватывают душу, когда в неё неожиданным налётом вторгается красота. Я не пошевельнулся ни одним членом до самого конца; я всё хотел и не смел вздохнуть». Такова сила музыки великого композитора. Владимир Ленин сказал о ней: «Ничего не знаю лучше ̎ʺАппассионатыʺ, готов слушать её каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка».