Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf

В усадьбе Шаляпина москвичам явили музыку и живопись восторга

В усадьбе Шаляпина москвичам явили музыку и живопись восторга

В Мемориальной усадьбе Фёдора Шаляпина с большим успехом прошла выставка «Феномен Лихтенштейна: искусство музыки и живописи». Впервые в России Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки и Посольство Швейцарии представили экспонаты из собрания Национального музея Лихтенштейна. Открыла выставку экспозиция, посвящённая уроженцу княжества, композитору XIX века Йозефу Габриэлю фон Райнбергеру. Ученик Рихарда Вагнера, главный дирижёр во дворце Людвига II, преподаватель Мюнхенской консерватории, занятия которого посещали сотни учеников из разных стран мира, малоизвестен в России, но очень популярен на родине и в Европе. В первую очередь произведениями для органа, фортепиано, хора. Многие из них сегодня входят в педагогический и концертный репертуар ведущих исполнителей. В усадьбе Шаляпина посетителям показали рукописи, ноты, письма, фотографии, парадный мундир и униформу служившего при княжеском дворе музыканта. Однажды маэстро признался: «Если бы судьбе было угодно, из меня получился бы восторженный художник». Через полтора века его мечта некоторым образом всё-таки воплотилась в реальность: в наши дни под его музыку в усадьбе Шаляпина представили картины необыкновенно выразительного своими восторженными красками художника Алекса Долля. Он самый молодой кавалер ордена Российской академии художеств «За служение искусству», награждён почётным знаком Министерства иностранных дел России «За дружбу и сотрудничество», а берет, в котором он пришёл на открытие выставки, украшает личный подарок из рук Президента Швейцарии – брошь с изображением государственной символики страны. Несмотря на столь увесистые отличия, Алекс оказался открытым и доброжелательным.

В центре Алекс Долль и генеральный директор Музея музыкальной культуры Михаил Брызгалов

– Несколько лет назад мне позвонили представители Национального музея Лихтенштейна и предложили написать серию картин о своём княжестве. Как мне объяснили: «Нам интересна точка зрения русского художника», – рассказал Алекс историю, предшествующую созданию картин. – Мне предложили самостоятельно выбрать пейзажи и сюжеты для своих картин. Идея очень понравилась и я согласился. В результате появилась серия полотен о жизни княжества.

Своими видами они буквально завораживают, увлекая сочной палитрой красок в маленькую и сказочную страну между Швейцарией и Австрией. «Мальбун», «Жёлтая площадь», «Старый мост через Рейн», «Кафедральный собор Святого Флорина», «Княжеские виноградники с видом на замок Вадуц», «Замок Вадуц зимой», «Лето в Лихтенштейне», «Корова на лугу», «Закат в Лихтенштейне»… На полотнах нет людей – только пейзажи и сцены сельской и городской жизни. Вот горная дорога на картине «Тыквы поздней осенью в Вадуце». Она уводит к вершинам. В колеях уже темнеют бороздой талые воды, а кругом на белом снегу россыпь (иначе не назовёшь!) набухших тыкв – они как солнечные зайчики посреди унылого межсезонья ноября. Неспроста лихтенштейнцы, впервые увидев картину, разглядели в тыковках сочные южные апельсины. А на московской выставке нарисованные тыквы на холсте дополнили настоящими плодами, выставив перед полотном на обозрение 44 живые тыквы, выращенные специально к событию, отчего многие посетители пришли в восторг. В этом, наверное, кроется сила ярких красок.

«Тыквы поздней осенью в Вадуце»

Фото: пресс-служба Музея музыкальной культуры имени М. И. Глинки; Ольга Снежко