Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Военный джаз

Военный джаз

Первый полуфинал конкурса «Arena Moscow Night. Наш джаз» НФПП посвятил юбилею Победы в Великой Отечественной войне

Среди реликвий

Позади почти 70 километров от Москвы. Где-то на подъездах к границе с Владимирской областью съезжаем с Горьковского шоссе. Гладкую трассу федерального значения сменяет извилистая борозда, не тронутая, вероятно, со времён гоголевской тройки. В борта и стёкла постукивают да скребутся ветки сосен, берёз, осин. Кажется, вот-вот из засады выскочит партизан, готовый нажать спусковой крючок ППШ, случись нам не обнаружить при себе документов.

– Наши! – всё-таки захотелось крикнуть, когда, крепко взбитые болтанкой, мы вынырнули из леса на обширную прогалину.

Нас встречают выстроенные вдоль обочины ряды боевой техники военных лет – «полуторки», «газики», «виллисы», артиллерийская пушка, танк Т-34... Более десятка представленных образцов машин бережно реконструированы силами военно-патриотического клуба «Дивизион». По словам руководителя клуба, полковника в отставке Юрия Москвина, техника на ходу: участвует в международных шоу, парадах на Красной площади, свою восстановленную мощь демонстрирует на съёмках художественных фильмов.

Боевая техника восстановлена в военно-патриотическом клубе «Дивизион»

Боевые машины участвуют в парадах на Красной площади, международных шоу, в съёмках художественных фильмов

Напротив красуются округлыми боками выкрашенные в яркие цвета автомобили из 1960-х. Эпоха оттепели в глазах поколения «няшек» предстаёт божьими коровками, спустившимися на полянку. Вот-вот «Москвичи», «Волги» сорвутся с места и объединятся в праздничном автопробеге.

Сцену монтировали накануне. Она объёмна, но невольно ассоциируется с откинутыми бортами «полуторки», в кузов которой, чтобы выступить, вот-вот поднимутся артисты. На залитом солнцем поле с высокой травой суетятся в приготовлениях операторы, режиссёры, организаторы, техперсонал. Среди них люди в военной форме 1940-х – в туго, по-армейски затянутых кожаными ремнями гимнастёрках, солдатских пилотках, увенчанных пятиконечной звёздочкой. Это музыканты. У вокалиста Константина Власенко интересуюсь ощущениями:

– Мне 30 лет, и конечно, я не помню некоторые рассказы деда, не то что войну. Но срабатывает генетическая память. Мы, музыканты, люди эмоциональные, чувствуем в происходящем связь времён, поколений. Форма придаёт совершенно другую стать. Благодаря реликвиям того времени я чувствую сопричастность к событиям тех лет.

Квинтет Константина Власенко: селфи в гимнастёрках

Военно-полевой джем-сейшен

Здесь всё по-военному. В котловане со времён ледников плещется озеро с темнеющей к осени, неласковой, уже холодной водой. По берегам жмутся друг к другу, будто боясь сорваться с обрыва, деревья и кустарники.

Вспоминается картина Ростоцкого «...А зори здесь тихие». Обманчивая идиллия прифронтовой полосы… Стоящие поодаль трейлеры и передвижная кухня выдают антураж съёмочной площадки. К вечеру солнце укладывается в свою земную колыбель. Загораются огни рампы, и на сцену выходят участники полуфинала. Генеральный продюсер проекта Мария Панкратова командует: «Тишина на площадке!» Воссоздать атмосферу военного времени в час полуфинального концерта – идея Марии. Звучит: «Камера, мотор!» Начинается онлайн-трансляция.

– Обстановка, в которой проходит первый полуфинал, необычная, – обращается к аудитории ведущий Максим Линников, артист и музыкант. – Я бы даже сказал – боевая. Мы решили посвятить сегодняшний вечер 75-й годовщине Великой Победы и окончанию Второй мировой войны. Тема – «Песни войны».

Ведущий фестиваля – актёр театра и кино, музыкант Максим Линников

За неделю до полуфинала конкурсанты получили почти боевое задание, состоящее из трёх пунктов: 1) подготовить песню военных лет из собственного репертуара; 2) исполнить в джазовой интерпретации со специальным гостем заранее названную композицию (по сути, сымпровизировать военно-полевой джем-сейшен); 3) подготовить заданную организаторами военную песню в собственной аранжировке. Музыкантам предложили три произведения – «На солнечной поляночке», «Тёмная ночь», «Песенка военных корреспондентов». К конкурсу они готовили все три, а вот какую будут играть – решал вытянутый перед выступлением билет в виде почтовых конвертов-треугольников времён войны. Всего же каждый конкурсант в сжатые сроки репетировал программу из пяти произведений. Неудивительно, что концерт быстро превратился в вечер сюрпризов, в котором увлекательно было как конкурсантам, так и жюри и зрителям по ту сторону экрана. Кстати, случись интернет-аудиторию разместить в «Лужниках», трибуны всех не вместили бы: уже на этапе отборочных туров онлайн-трансляции проекта собирали до 100 тысяч человек.

Солистка команды «Лютый бенд» Анастасия Лютова исполняет песню Василия Соловьева-Седого и Алексея Фатьянова «На солнечной поляночке»

В советской эстетике

Интрига конкурса заключалась и в том, что судейская бригада до начала очередного этапа не знала имён участников. Как рассказал музыкальный продюсер конкурса Айк Григорян, правила предполагали проведение трёх полуфиналов. В каждом из них три коллектива боролись за выход в финал. Всего девять команд, и кто из них поднимается на сцену в конкретном полуфинале, а кто во втором и третьем, жюри не было известно до тех пор, пока артисты не вышли к микрофону. Но и жюри, стоит отметить, от этапа к этапу не оставалось на месте. Судейская бригада постоянно менялась. На этот раз в её составе была известная джазовая певица Анна Бутурлина, начальник и главный дирижёр Центрального концертного образцового оркестра имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России, капитан первого ранга Алексей Карабанов, дирижёр Оркестра имени Олега Лундстрема, руководитель ансамбля The Trombone Show Максим Пиганов.

На протяжении всего вечера певица Анна Бутурлина (фото сверху) и тромбонист Максим Пиганов (нижнее фото) неоднократно поднимались из жюри на сцену, чтобы поимпровизировать с участниками

Главный дирижёр Центрального концертного образцового оркестра имени Николая Римского-Корсакова ВМФ России, капитан первого ранга Алексей Карабанов

Жюри предстоял непростой выбор. На сцену поднялись участники конкурса. Группа SHOO, квинтет Константина Власенко, «Лютый Бенд». В джазе не новички. Но одно дело играть джаз. Другое – исполнять в своей интерпретации близкие, ставшие родными для миллионов соотечественников песни, в которых горечь потерь, боль поражений и радость побед. Эти песни уже давно срослись с теми, кто войну прожил, пережил… И не дожил, не дошёл, оставшись навсегда лежать на безымянной высоте, среди курганов тёмных, ради будущего страны и нас, провожающих взглядом летящих в небе журавлей.

– Мы постарались как могли эту советскую эстетику не оскорбить, подать в том виде, в котором было приемлемо, – поделился сложностью выступления Константин Власенко. Когда слушали молодых музыкантов, невольно возникали образы знаменитых артистов, выступавших перед бойцами на фронте: Марка Бернеса, Клавдии Шульженко, Леонида Утёсова, Лидии Руслановой… Своими песнями они заставляли бойцов в минуты затишья отвлечься от суровой и страшной реальности, окунуться в воспоминания о мирной жизни, и, конечно же, музыканты поднимали дух и укрепляли веру в победу.

Константин Власенко исполняет популярную в 30-40-е XX века песню «Барон фон дер Пшик», написанную на музыку американского композитора Шолома Секунды «I Would if I Could» («Если бы я мог»). Автор русского текста Анатолий Фидровский.

Артисты это могли, потому что были вместе с солдатами. Шульженко с ансамблем Владимира Коралли объездила все гарнизоны, защищавшие блокадный Ленинград. Дирижёр Джаз-оркестра Всесоюзного радио Александр Цфасман вёз на передовую свой оркестр даже тогда, когда ему запрещали врачи и командиры… Джаз, как и вся музыка войны, сохранял в беспросветной мгле человека человеком, побуждая его жить вопреки всему и верить в лучшее.

– Война – это беда для всех, – говорит исследователь джаза, составитель музыкальной программы полуфинала, ведущий концерта, известный радио- и телеведущий Михаил Митропольский. – Воспринимать её нужно только так. Народ её выстоял. Заметьте, не выиграл, а выстоял. Это невероятный подвиг. Мы пытаемся восстановить обстановку, в которой люди жили, понять музыку, которую они слушали, которая оживляла, вдохновляла, окрыляла.

Ведущий фестиваля, исследователь джаза, радиоведущий Михаил Митропольский

Мосты вместо музеев

Советский джаз стал важной частью фронтового искусства. Музыканты смогли донести его жизнеутверждающий оптимизм, поднимавший настроение и побуждавший идти дальше. Группа SHOO со своей очаровательной вокалисткой Шуней Мещеряковой легко и непринуждённо показала публике «Дорогу на Берлин», с которой уже никто ни сойти, ни свернуть не смог. Квинтет Константина Власенко совершил привал в неожиданно высоких тонах «Тёмной ночи». Завершила конкурсную программу группа SHOO симоновскими словами из «Песенки военных корреспондентов»: «Выпьем за писавших, / Выпьем за снимавших, / Выпьем за шагавших под огнём…»

Шуня Балашова и группа Shoo исполнила свою версию «Песенки военных корреспондентов»

Вместе с лирикой концерт был наполнен мажором и озорством, как того любит джаз. В конкурсной программе музыканты представили неувядающие шлягеры американских исполнителей военных лет. Все они были написаны в 1943 году. Среди них знаменитая Comin’ In On A Wing And A Prayer, хорошо известная современникам по каверу «Чижа & Co» - «Бомбардировщики» («Мы летим, ковыляя во мгле, / Мы ползём на последнем крыле…»). А поколения военных и послевоенных лет её отлично помнят в исполнении Леонида Утёсова и его дочери Эдит. В советской адаптации 1940-х авторы поменяли в словах «молитву» на «честное слово». В остальном текст максимально приближен к оригиналу, в основу которого легли реальные события. И, к слову, в американском хит-параде 1943 года композиция занимала первое место. Солистка группы «Лютый Бенд» Анастасия Лютова со своей командой изящно, виртуозно и более чем благозвучно посадила своего бомбардировщика и на честном слове, и на одном крыле. Как сказал Михаил Митропольский, главной задачей музыкантов в полуфинале было проявить себя в военном материале: «Соединить и замкнуть времена. Не музей создать, а протянуть мостик». Все конкурсанты с задачей справились. В связи с юбилеем Победы именно на этом этапе конкурса жюри выбрало две команды, которые продолжат борьбу в финале. Победителями стали квинтет Константина Власенко и группа SHOO. Посмотрим, что предъявят нам джазмены в декабре.


Фото: Никита Палшков