Война глазами Дейнеко, Сойфертиса, Орлова…
- События
- Номер 28
- Автор: Дмитрий Хабаров
- Май 2020

В галерее «Артефакт» на Пречистенке к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне открылась выставка «Портрет войны в трёх измерениях. Графика / Скульптура / Фотография». На ней представлены малоизвестные и графические произведения Александра Дейнеки и Леонида Сойфертиса, скульптуры Бориса Орлова, а также документальные фотографии военного корреспондента Бориса Фишмана-Борисова и летчика-фронтовика Александра Зенина. Большинство из них демонстрируются впервые.
Если для Александра Дейнеки война – один из значимых разделов искусства, в котором именно графическая часть наследия художника малоизвестна, то для Леонида Сойфертиса военная тема стала одной из ключевых и лучших страниц его творческой биографии. Но важно помнить, что Дейнека в зону военных действий был командирован всего дважды, в то время как Сойфертис практически всю войну прошёл художником фронтовых газет.
Зато Дейнека короткие фронтовые впечатления с избытком компенсировал подчас жуткими в своём экспрессивном порыве «портретными» зарисовками войны, странно не вписывающимися в более привычную для нас эпическую интерпретацию. Подобный экспрессионистский ракурс военной графики Дейнеки, подчас населённой фантазийными, почти сюрреалистическими образами, часто прослеживается и в изображении сцен, связанных с жизнью тыла.

В отличие от Дейнеки, который почти в каждом из военных набросков и зарисовок стремится создать предельно обнажённый в своей остроте символ военной трагедии, Сойфертис бережно и неторопливо, хотя не менее выразительно и точно, фиксирует забавные по сюжету и нередко романтически окрашенные бытовые моменты. Именно они контрастно наполняют особо уязвимую на войне фазу солдатской жизни настроением тёплого юмора, мягкого гротеска и лирического переживания.
Один из самых ярких современных художников, ровесник начала Великой Отечественной войны (родился в 1941-м) и сын фронтовика Борис Орлов претворил её в духе своей экзистенциальной творческой «метапозиции» и ироничного «имперского» стиля. Созданные им парадоксальные по развитию формы и содержания скульптуры – как бы антипортретные, но гиперпарадные бюсты или псевдоисторические портреты – несут в себе полярный синтез возвышенного и анекдотичного, реального и гротескового, пафосного и трагического.
Наконец, незабываемый «портрет войны» оставила нам фотография, убедительное искусство которой можно проследить на примере работ военного фотокорреспондента газет «Красная звезда» и «Комсомольская правда» Бориса Фишмана-Борисова. В его натурно-художественных работах запечатлена целая летопись Великой Отечественной от зловеще-сурового парада уходящих с Красной площади на фронт войск в ноябре 1941 года до страшных сцен освобождённого Освенцима и пронзительных видов разрушенных городов, особенно Берлина после уличных боев 1945 года.
Борис Фишман-Борисов «С Красной площади – на фронт!» Легендарный парад 7 ноября 1941 г.
Среди представленных экспонатов и любительские походные фотографии летчика Александра Ивановича Зенина, воевавшего в составе штурмовой авиадивизии. В них лирически-бытовая линия органично дополняется непритязательными, но мужественно-трогательными живыми сценами военных будней. Вот так, посредством графики, скульптуры и фотографии столь разные на первый взгляд художники сумели создать ёмкий и впечатляющий портрет Великой Отечественной войны, поразительную цельностью и весомую полноту которого можно увидеть в галерее. Пока, до снятия ограничений, онлайн.
Александр Зенин «Стрелок перед боевым вылетом», 1945