Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Юнона и Авось пережили век

Юнона и Авось пережили век

На сцене театра «У Никитских ворот» отметили тройной юбилей: 80-летие со дня рождения поэта Андрея Вознесенского, 50-летие творческой деятельности композитора Алексея Рыбникова и 30-летие с момента выхода пластинки «Юнона и Авось». Культовая в советские годы рок-опера, написанная Алексеем Рыбниковым на либретто Андрея Вознесенского, до сих пор собирает полные залы. Праздничный вечер, посвященный знаменательным датам, организовали Национальный фонд поддержки правообладателей и фирма «Мелодия».

Сейчас это трудно представить, но в 80-е годы приобрести пластинку «Юнона и Авось» в свободной продаже могли только счастливчики. Остальные в поисках записи отправлялись на «чёрный рынок».

– Была очень серьёзная битва, чтобы пластинка «Юнона и Авось» вышла и дошла до слушателей. Но то, что она сделала, оказалось не под силу драматическому театру («Ленкому» – Авт.), – её услышало 12 миллионов человек, – вспомнил Алексей Рыбников.

Отрадно, что генеральный директор «Мелодии» Андрей Кричевский пообещал переиздать пластинку и подарить первые экземпляры правообладателям – Алексею Рыбникову и писательнице, вдове Андрея Вознесенского Зое Богуславской, которая открыла юбилейный вечер. В 89 лет она проявляет творческую энергию, любопытство, живой интерес к представленной в фойе выставке фотографий поэта, взятых из фонда библиотеки имени А.П. Чехова.

– Надо же, как немного карточек, на которых мы вместе, –сначала недоумевает художественный руководитель премии «Триумф», автор произведений «Семьсот новыми», «…и завтра», «Посредники». Но у нового стенда с фото­графиями, где они вдвоём, первое обманчивое впечатление сменяет едва заметное волнение:

– За три года ещё не отошла... Мы же вместе прожили 46 лет. Андрей Андреевич умер у меня на руках…

И, отказывая в интервью, спешит в зал, чтобы выступить перед зрителями:

– Сейчас моя задача сделать всё возможное, чтобы увековечить память о поэте. Недавно вышел указ Президента о присвоении одной из библиотек имени Вознесенского, в доме на Котельнической набережной, где мы жили, установлена мемориальная табличка, а буквально вчера дали положительный ответ о создании музея. Хочу поблагодарить Национальный фонд поддержки правообладателей и «Мелодию» за такое тёплое и чуткое отношение к поэзии Андрея Андреевича.

Зою Борисовну сменил Владимир Вишневский и рассказал, как Вознесенский-кумир стал для молодого поэта другом:

– Очень важно, что в этот вечер сотни людей, как и я, пришли сюда, чтобы отсалютовать поэзии Андрея Вознесенского.

В зале действительно был аншлаг. Для многих творческое наследие Вознесенского ассоциируется как с поэмами и стихотворениями, так и с замечательными песнями, звучащими со сцен крупнейших концертных площадок и сегодня: «Миллион алых роз», «Песня на бис», «Плачет девушка в автомате», «Затмение сердца» и, конечно же, «Я тебя никогда не забуду» из рок-оперы «Юнона и Авось», постановка которой в исполнении музыкального театра Алексея Рыбникова завершила вечер. На сцене неподвластная времени история любви русского офицера к испанской девушке, а в зале слёзы сопереживания героям. И так же, как 30 лет назад, зрители подпевают артистам: «Ты меня на рассвете разбудишь/Проводить необутая выйдешь/Ты меня никогда не забудешь/Ты меня никогда не увидишь…».