Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

Юрий Визбор вернулся домой

Юрий Визбор вернулся домой

В октябрьский день по соседству с рядами ярмарки выходного дня на Сухаревской площади отнюдь не торговое столпотворение. На стене дома в Ананьевском переулке, в котором жил классик авторской песни Юрий Визбор, установлена мемориальная доска. Холодная и промозглая погода не помешала поклонникам творчества поэта-песенника, журналиста, прозаика, сценариста, актёра собраться у старого дома, выходящего торцом к скверу, на месте которого когда-то стояла Сухаревская башня. Плотным кольцом вокруг подмостков сколоченной сцены друг к другу, плечом к плечу, жмутся и подпевают артистам на сцене горожане. Спешащие мимо в Склиф или в Сретенский монастырь на службу прохожие останавливаются, чтобы к ним присоединиться. Островок былой интеллигенции. Когда здесь жил Визбор, за монастырской оградой располагались мастерские художественно-реставрационного центра имени Грабаря. Во дворах мальчишки играли в футбол, распевали песни под гитару, старики играли на аккордеоне и резались в домино. Юрий с матерью поселились здесь в 1942 году. Прожили недолго – до 1949 года. Но за этот короткий срок юный мальчишка обрёл характер, из которого сложился зрелый Визбор. Здесь он провожал уходящих на фронт соседей, встречал Победу. Об этом дворе он написал за год до смерти (в 1983 году) в песне о Сретенке: «А помнишь, друг, команду с нашего двора? / Послевоенный над верёвкой волейбол, / Пока для секции нам сетку не украл / Четвёртый номер – Коля зять, известный вор…». В кармане Юрия Визбора звенело много ключей от разных квартир (авторская игра слов из песни «Такси»), но главной осталась эта – на третьем этаже серого дома с двумя крайними окнами, выходящими во двор. Кстати, тогда переулок назывался Панкратьевским.

– Здесь он жил, когда молодой человек впитывает всё, что есть в мире, – сказал представитель Московского центра авторской песни, один из идейных вдохновителей установки мемориальной доски Анатолий Азаров. – В то время двор существовал как территория, как социальный феномен, неформальное объединение тех, кто здесь жил и был. Этот двор стал для него малой отчизной, малой родиной.

И хотя снег, как гора, здесь в тени пока не лежит (авторская игра слов из песни «Сретенский двор»), былое настроение и очарование московского дворика в этот день, безусловно, удалось восстановить:

– Большое спасибо Национальному фонду поддержки правообладателей за участие и помощь в установке мемориальной доски, – поблагодарил Анатолий Азаров. – Душа Визбора, если и витала над нашим бренным миром, то, наконец, опустилась в дорогое ему место. Юрий Иосифович, ты вернулся домой.


Фото автора