Прямая речь журнал
О культуре и искусстве от тех,
кто создает, и для тех, кто ценит

Скачать журнал .pdf
Скачать журнал .pdf

5 дней театральной феерии в Авиньоне выиграл студент из Москвы

5 дней театральной феерии в Авиньоне выиграл студент из Москвы

Нынешний международный театральный фестиваль во французском Авиньоне в этом году совпал со 100-летием его основателя – Жана Вилара. Причём саму идею театральных представлений под открытым небом высказал французский поэт Рене Шар.

Он и предложил постановщику в 1966 году провести свой триумфальный спектакль по пьесе Элиота «Убийство в соборе» в Почётном дворе папского дворца Авиньона. Режиссёр вначале идею воспринял с долей сомнения, но, оказавшись поздним вечером внутри стен дворца, был очарован атмосферой и дал согласие. Так было положено начало «Недели искусства», ставшей постепенно фестивалем, продолжающимся и теперь почти весь июль. Для многих современных французских артистов театра и кино он стал стартовой площадкой к успеху. Среди них Жанна Моро, Филипп Нуаре, Мишель Буке… Сам же Вилар писал об Авиньоне: «Открытый воздух… кислород… То, чего не было в Париже».

Действительно, суть фестиваля заключается в том, что на улочках и площадях под открытым небом проходят десятки выступлений, а параллельно идут выставки, встречи театральных деятелей, артистов, творческие ярмарки, читаются лекции, проводятся мастер-классы. В результате родилась едва ли не крупнейшая в мире феерия театра, на которую съезжаются тысячи зрителей и туристов.

В этом году среди них оказался студент Московского государственного университета культуры и искусства Виталий Таныгин. На студенческом фестивале «Левый берег», который проходит в родном вузе, его постановка спектакля «Бабий бунт» по рассказам Михаила Шолохова выиграла главный приз от организаторов – Национального фонда поддержки правообладателей – поездку на фестиваль в Авиньон. Он только вернулся из Франции, где провёл пять дней.

- Впечатления незабываемые, - рассказывает без пяти минут студент 5 курса. - Там царила самая настоящая феерия. К сожалению, в этом году в программе не были представлены спектакли российских театров. Зато зарубежные играли пьесы русских авторов. Мне даже удалось попасть на спектакль, который открывал программу фестиваля, – «Мастер и Маргарита», поставленный французом Саймоном Макбёрни.

Всё вышло совершенно случайно. Оказавшись перед входом во дворец, молодой человек и не рассчитывал попасть на спектакль. Билеты давно распроданы, и потому он собирался довольствоваться лишь теми выступлениями, которые не являлись программными и шли на улицах и площадях. Но тут повезло. Из зала вышел служащий, а в руках - контрамарки. Виталий не растерялся и на ломаной смеси французского и английского попросил одну. Тот согласился и выдал бесплатный билет на место в центре второго ряда партера. Постановка произвела сильнейшее впечатление.

- Ни одного свободного места в зале не было. Французы меня удивили техническим сопровождением спектакля. На сцене была спроецирована большая карта Москвы, на которой показывалось место очередного действа или же пути перемещения героев. Было интересно наблюдать под открытым французским небом Патриаршие пруды, трамвайную будку, московские улочки. Ещё меня поразило перевоплощение главного героя. Артист в одном лице исполнял Мастера, Воланда, Иешуа. И хотя спектакль шёл на французском языке, мне всё было понятно.

Вторым открытием для делающего первые шаги в режиссуре Виталия стал спектакль немецких постановщиков «Баллада о любви». Сцену воздвигли на обтянутом полиэтиленовой прозрачной плёнкой помосте. Если так можно сказать, в нижнем ярусе играли четыре актёра. Всё представление тут же снималось на камеру и транслировалось на экране, расположенном на самой сцене. Причём артисты играли практически без слов: с помощью жестов, пластики тела, мимики лица разрешали сложные жизненные ситуации, а порой обычные бытовые проблемы, возникающие между влюблёнными.

- Действо продолжалось более 3 часов. Удивительно, многие покидали зал, не дождавшись окончания, но мне оно показалось очень необычным.

Хотелось бы верить, что в будущем начинающий студент и нас удивит своим новым взглядом на обыденные вещи, как это сделали немцы. Пока же организаторы ведут переговоры с французами о гастролях со спектаклем «Мастер и Маргарита» в России в 2014 году.